И без того сложная ситуация в украинской экономике усугубляется тем, что Крым, как аннексированная территория, уже не контролируется правительством Украины. И если даже с вкладом полуострова в ВВП мы прогнозировали падение украинской экономики в 2014 году на 4–4,3%, то теперь снижение валового продукта, скорее всего, составит около 8%.

При этом выполнение государственного бюджета, прописанное правительством в измененном законе о госбюджете на 2014 год, выглядит оптимистично. Однако в случае сохранения расходной части в текущем виде дефицит бюджета составит 6% (его предельный уровень запланирован в размере 68,6 млрд. гривен), что может стать очередной преградой на пути макроэкономической стабильности Украины. Поэтому расходы государственной казны с высокой вероятностью будут еще пересматриваться, чтобы сократить размер дефицита и ввести его во вменяемые рамки. Хотя бы в рамках 3–4% ВВП.

Причем, главная проблема заключается в том, как выполнить доходную часть. Именно поэтому действующие власти и решились на целый перечень налоговых изменений, которые, по идее, должны обеспечить поддержку поступлениям в государственный бюджет. Кроме того, более реалистичная расходная часть бюджета – одно из требований со стороны Международного валютного фонда (МВФ). А ведь возобновление сотрудничества по программе МВФ для Украины важно еще и по той причине, что оно станет залогом согласия других кредиторов на предоставление денег. Попутно интерес к нашей стране появится и со стороны частных инвесторов.

Вообще, есть определенная уверенность, что действующее правительство приняло стратегию проведения долгосрочных реформ, которые, вполне возможно, будут реализованы до конца. Например, мы уже замечаем, как изменилась монетарная политика, отошедшая от идеологии фиксированного курса валют. Правительство также заявило о новой цели  – удержании инфляции в разумных пределах (так называемое таргетирование инфляции). На мой взгляд, таким показателем индекса потребительских цен в среднесрочной перспективе может стать диапазон 4–5%.

Что касается обменного курса гривны, то на данный момент первая волна девальвации уже прошла. И если экономические риски для Украины не усугубятся, то курс в текущем году будет находиться на среднем уровне около 11 гривен за доллар.

Несомненно, стремительная девальвация несет определенный негатив, наказывая тех, кто агрессивно заимствует в иностранной валюте без наличия адекватных доходов в ней же. Но, в то же время, девальвация выполняет некую корректирующую функцию, оказывая содействие оздоровлению отечественной экономики в целом, и банковского сектора – в частности.

Также важно понимать, что реформы в монетарном и фискальном (налоговом) секторах потребуют изменений и в банковском секторе. Ведь многие банки долгие годы работали и продолжают работать при недостаточном объеме капитала. Это означает, что их акционеры придерживаются агрессивной модели ведения бизнеса. И банки, которые им принадлежат, подвержены высоким рискам при любых, даже незначительных сложностях в экономике, провоцируя, таким образом, системный кризис всего банковского сектора.

Поэтому не стоит удивляться тем сложностям, которые испытывают банки, и тому, что вкладчики массово изымают средства. Ведь если бы банки были докапитализированы выше нормативов, установленных НБУ, это говорило бы о консервативной работе банковской системы и ее надежности, содействовало спокойствию вкладчиков. А нынешний кризис в банковом секторе обусловлен скорее не девальвацией, а именно низким уровнем капитализации банков и их чрезмерно агрессивной моделью работы. Поэтому первый необходимый шаг – стресс-тестирование банков. Именно оно покажет, насколько велика потребность банков в докапитализации. А это, в свою очередь, станет отправной точкой вывода украинской экономики из кризиса.