Налоговый кодекс Украины, а именно, пункт 4.1.9 статьи 4 говорит о том, что налоги, сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут меняться в течение бюджетного года. При этом налоговые новшества вносятся не позже, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода. Таким образом, нормы законопроекта №4101-а «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения доходов от капитала», которые вводят новую шкалу налогообложения пассивных доходов, должны вступать в силу не с 1 августа 2014 года (как предусмотрено текстом закона), а с 2016-го. В теории оспорить эту норму можно, но на практике – никому подобное не удавалось. Все вопросы конституционности законов рассматривает Конституционный Суд Украины. Он принимает решения исключительно по представлению Президента Украины, минимум 40 народных депутатов, Верховного Суда или парламентского уполномоченного по правам человека. Чтобы достучаться до них, вкладчикам придется подавать коллективные заявления, привлекать общественные организации и т. д. Поэтому вероятность достижения позитивного результата в борьбе с органами власти минимальна. «А поскольку обязательство по начислению и удержанию налога возложено на банки и кредитные союзы, то непосредственно налогоплательщики не принимают никаких решений относительно его уплаты или неуплаты», – отмечает юрист ЮК «Правовой Альянс» Константин Бойко. Налоговым агентом по доходам, начисленным в виде процентов, является субъект, который эти доходы начисляет. То есть в случае с депозитами – это банки и кредитные союзы. «Банки и кредитные союзы будут отражать в налоговом расчете общую сумму начисленных доходов и общую сумму удержанного с них налога», – рассказывает юрист. При этом налогоплательщик освобождается от декларирования. Об этом прямо говорит абзац пятый пункта 179.2 НКУ. В нем указано, что при получении процентных доходов обязанность по подаче налоговой декларации считается выполненной.