6 августа 2014 года премьер-министр Арсений Яценюк, а также министр экономического развития и торговли Украины Павел Шеремета вынесли концептуальные положения налоговой реформы на широкое обсуждение. «Мы готовы к любой дискуссии. И рассчитываем, что парламент уже в сентябре примет необходимые законодательные изменения, а новые нормы начнут действовать с 1 января 2015 года», – пообещал Павел Шеремета 7 августа на брифинге.
Новая налоговая система сводится к четырем главным позициям: сокращение количества налогов с 22 до 9, декларируемое правительством снижение нагрузки на зарплату с 55% до 36% (среднееевропейский показатель), а также децентрализация налоговых поступлений и перестройка надзора.
По мнению разработчиков, необходимо отказаться от сбора на ведение некоторых видов предпринимательской деятельности; от надбавки на газовый тариф; от ренты за транспортировку нефти; от парковочного, туристического сбора, а также сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.
Помимо этого предлагается более чем 11 налогов объединить в четыре: акцизный налог, экологический налог, рентную плату и налог на недвижимость. В то же время, некоторые эксперты считают, что слияние нескольких налогов в один для рядового налогоплательщика не будет играть никакой роли. Такое мнение озвучили эксперт «Реанимационного пакета реформ» (РПР) Илья Несходовский. По налогу на прибыль предприятий предусмотрена унификация бухгалтерского и налогового учета. И вместо 49 останутся 3 налоговые разницы: амортизация, формирование резервов и финансовые операции. Также правительство пообещало в ответ на вопрос «Денег» рассмотреть более цивилизованные нормы вычета из налогооблагаемого дохода физлиц затрат на учебу, лечение, страхование и т. д., что снизит реальную налоговую нагрузку на средний класс.
Для единого соцвзноса предложен выбор из двух моделей. Одна предусматривает фиксированную часть ЕСВ в размере 37% от минимальной зарплаты и 19% – переменную часть, которая начисляется на зарплату, превышающую минимальную (МЗП, на сейчас 1218 грн.). Во второй модели фиксированная часть ЕСВ – 41% от МЗП, переменная – 15%. Однако, в РПР подсчитали, что нагрузка на фонд зарплаты труда уменьшится лишь до 42,3%, что останется наибольшим уровнем в Европе. И, по словам Несходовского, нужно пересматривать ставки подоходного налога (НДФЛ), которые в концепции, напротив, предлагают увеличить.
К примеру, ввести шкалу, согласно которой сумма до 10 МЗП облагается по ставке 15%, от 10 до 17 МЗП – по ставке 20%, свыше 17 МЗП облагается по ставке 25%. Либо шкалу, кода одна минимальная зарплата попадает под налог в 10%, от 1 до 10 МЗП – под 15%, от 10 до 40 МЗП – под 20%, а доход свыше 40 МЗП – под ставку 25%. В зависимости от выбранной модели бюджет рассчитывает получить от подоходного от 3,5 до 14,7 млрд. грн. дополнительных поступлений в год. При этом правительство наотрез отказывается рассматривать модель, когда рост поступлений от НДФЛ и ЕСВ произойдет в результате детенизации зарплат. То есть оно не верит в успех налоговой реформы?
Что касается налогообложения пассивных доходов, то независимо от источников их получения предложена единая ставка 15%. Напомним, для них с 1 августа 2014 года действует специальная шкала. Например, сейчас дивиденды облагаются по ставке 5%.
Как и обещано, налогоплательщикам в целом хотят облегчить жизнь. Как заявил Шеремета, до конца 2014 года упразднены все проверки бизнеса. Такой орган, как налоговая милиция, и вовсе хотят ликвидировать. И создать Службу финансовых расследований, которая объединит в себе функции Государственной финансовой службы, МВД и СБУ в части контроля бизнеса и финансовой сферы. Как это, к примеру, сделали в Швеции, Австрии и Грузии. Плюс ко всему, реформа включает в себя сведение налогового периода по НДФЛ. НДС, ЕСВ до 1 квартала. А также внедрение так называемого «единого окна», куда будет подаваться налоговая отчетность, отчеты по ЕСВ и статистике.
Еще один важный шаг – децентрализация, благодаря которой местные бюджеты получат больше полномочий по распределению налоговых поступлений. В частности, часть общегосударственных налогов будет непосредственно зачисляться в местные бюджеты, что улучшит финансирование регионов.
Спецрежимы, единый налог или НДС трогать не решились. Изменения ждут только аграриев. Сельхозпредприятия с годовым объемом выручки не больше 20 млн. грн. и площадью угодий не больше 3 тыс. га, остаются в сегодняшней системе специального сельхозналога, остальные переходят на общую систему. «Это означает, что 90% всех субъектов предпринимательской деятельности (в АПК – ред.) остаются на льготной системе, а 10% переходят на общую», – подытожил Арсений Яценюк 6 августа.
«Деньги» приглашают всех высказать предложения к реформированию налоговой системы здесь: facebook.com/DengiUA.