Выбор автомобилей для дела сейчас более чем достаточный: начиная от небольших фургонов грузоподъемностью до 1 т и заканчивая такими, которые способны вытянуть на своем борту до 3–3,5 т. Единственное «но»: из-за девальвации цены на коммерческие авто, равно как и легковые, существенно выросли, что, несомненно, отразится на окупаемости автомобиля и стоимости его содержания.
Малые и средние
Наиболее аскетичный вариант, который подойдет для транспортировки небольших грузов и регулярных поездок по городу, есть в арсенале отечественных производителей. При бюджете до 110 тыс. грн. можно присмотреться к ЗАЗ LanosPick-Up или «Богдан 2310». Оба автомобиля выполнены в формате «пирожков» с грузоподъемностью менее 1 т. На Lanos устанавливается мотор объемом 1,5 л (есть даже заводская версия с газобалонным оборудованием), у «Богдана» – движок 1,6 л. Оба автомобиля оснащены бензиновыми двигателями, но, увы, не самыми экономными.
В два раза большей грузоподъемностью может похвастаться «Газель NEXT», которая выпускается как в виде фургона, так и бортового грузовика. Мотор – бензиновый. Но, несмотря на свой достаточно внушительный объем (2,8 л), он развивает мощность лишь до 120 л. с.
Почти в одной ценовой категории с «Газелью» находится Fiat Doblo Cargo. Несомненное преимущество этого автомобиля – экономичный турбодизель. Кроме того, в Doblo Cargo руль можно регулировать по высоте и вылету, авто снабжено центральным замком, бортовым компьютером, а также глухой перегородкой между салоном и багажным отсеком. Также в автомобиль можно установить кондиционер. Все это делает его эксплуатацию весьма комфортной.
CitroenNemo обладает грузоподъемностью на 400 кг ниже, чем Fiat. Но и стоимость его на 66 тыс. грн. меньше. Француз оснащается дизельным или бензиновым двигателем мощностью до 75 л. с. Из систем безопасности – ABS, подушка безопасности водителя (с возможностью укомплектовать авто подушкой для пассажира). Кроме того, в автомобиль можно добавить передние противотуманные фары, обогрев сидений, кондиционер и подогрев зеркал заднего вида. Но его стоимость при этом вырастет минимум на 20 тыс. грн.
Побольше и тяжелее
Ford в 2014 году обновил линейку коммерческих авто, среди которых новый фургон Transit Custom Van. Несмотря на то что даже в базовой комплектации дилеры хотят за него не меньше 360 тыс. грн., его владелец получает авто с турбодизельным двигателем объемом 2,2 л, который потребляет всего 7 л солярки на 100 км. Кроме того, производитель устанавливает обогрев лобового стекла, корректор фар, регулировку водительского сиденья в четырех направлениях, а также целый пакет опций безопасности: ABS, ESP, ROM (система, упреждающая переворачивание фургона), HLA (система помощи движению на склоне) и т. д. Кондиционер тоже доступен, но в более высоких комплектациях.
Renault Master имеет солидную грузоподъемность – 3,5 т. А вот цена после курсовых прыжков не особо радует – почти 380 тыс. грн. в минимальной комплектации. Зато потребление топлива составляет лишь 8,6 л в смешанном цикле. Кроме того, прямо в базовой комплектации – ABS, защита картера, автоматическая блокировка дверей, наружные зеркала с подогревом и электорегулировкой, бортовой компьютер, центральный замок.
Еще дороже обойдется Volkswagen Transporter. Бюджет на его покупку – минимум 455 тыс. грн. Автомобиль оснащен турбодизельным мотором объемом 2 л и мощностью 140 л. с. (доступны также двигатели 102 л. с. и 180 л. с.), который славится своей выносливостью и беспроблемностью. Только вот грузоподъемность авто – всего 1,1 т.
Если необходим специализированный автомобиль, к примеру, для перевозки бакалеи или скоропортящихся продуктов, несколько вариантов предлагает китайский FAW. Автомобили выполнены в виде фургонов, грузоподъемность – 1,4 т, двигатели дизельные объемом 2,7 л.
Владеем и платим
Покупка автомобиля – полдела. Ведь очень важно, сколько будет «проедать» машина в ходе своей эксплуатации. Во-первых, расход топлива, который для бензинового двигателя несомненно выше, чем для дизеля. Например, годовые затраты на горючее для FiatDobloCargoбудут на 6 тыс. грн. меньше, чем для «Богдана» или Lanos Pick-Up.
Во-вторых, не стоит забывать, что дилер продает автомобиль с сезонной резиной, летней или зимней. Поэтому необходимо раскошелиться на покупку дополнительного комплекта. А это минимум 1500–2000 грн. за одно колесо, или 8000 грн. в целом.
В-третьих, автомобиль нужно обслуживать. То есть тратиться на ТО, комплектующие и расходники. А поскольку авто новое, сервис будет гарантийным. Значит недешевым, что обязывает держать дополнительный бюджет на эти цели около 2000–3000 грн.
Кроме того, машину придется застраховать и купить «автогражданку». А это – еще дополнительные 5–7 тыс. грн. в год, в зависимости от страхового покрытия и цены авто.
Из рук в руки
На автомобили с пробегом спрос сейчас невысок, так что вполне реально приобрести автомобиль возрастом в 3–5 лет и в хорошем состоянии по «вкусной» цене. Например, за Volkswagen Transporter 2009 года выпуска с пробегом 190–200 тыс. км просят около 150–170 тыс. грн. Бортовая «Газель» аналогичного возраста и с пробегом около 60 тыс. км имеет ценник в 130–140 тыс. грн. FordConnect 2013 года выпуска и почти с «нулевым» пробегом хотят продать 230 тыс. грн. (при том, что новый – 416 тыс. грн.). А за FiatDoblo годовалого возраста попросят меньше 190 тыс. грн. Понятно, что приведенные цены очень усреднены и являются отправными точками для торга.
И если продавец видит реального покупателя, не исключено, что удастся сторговаться еще на 10–15% от заявленной стоимости. Кстати, в автосалонах тоже можно найти коммерческие авто с пробегом (в «АИС Маркете» или в «Автосоюзе»). При такой сделке гораздо ниже вероятность приобрести автомобиль с «плохим прошлым» (с серьезными неисправностями или с неполным пакетом документов), но зато сложнее выторговать лучшую цену.
Характеристики и стоимость некоторых коммерческих автомобилей
* При условии, что ежегодный пробег составляет около 20 тыс. км, в первый год необходимо приобрести дополнительный комплект резины и пройти ТО, а также купить КАСКО и ОСГПО.