Над налоговой реформой мы работали более семи месяцев. Сегодня концепция, которая многократно обсуждалась и пересматривалась, трансформировалась в пакет законов, направленных на снижение налогового давления, пересмотр отчислений в социальные фонды, а также на уменьшение затрат по содержанию госаппарата (в том числе фискальных органов). И хотя мы провели немало дискуссий с бизнесом, нет законопроекта, который бы устроил всех на 100%. Тем не менее, большинство острых и спорных вопросов мы согласовали.
Поэтому, как только завершится формирование нового правительства и коалиции, парламент полноценно заработает, мы сможем подать на рассмотрение Верховной Рады первоочередные (налоговые) реформы.
Главная задача – значительное упрощение администрирования налогов наряду с усилением контрольных функций. Именно поэтому первым шагом станет отказ от шести налогов в принципе (на данный момент их 22, – ред.), а также группирование оставшихся налогов между собой с сохранением базы их начисления.
Также мы стремимся к тому, чтобы большинство процессов, связанных с уплатой налогов, отчетностью и т.д., были автоматизированы. Например, по НДС с 1 января 2015 года уже предусмотрена подача всей отчетности (в том числе и оформление налоговых накладных) в электронном виде (однако коалиционным соглашением эту норму намечено ликвидировать). Со временем это коснется и остальных налогов.
Не отказались мы и от идеи сокращения ставки единого социального взноса. Предлагаем изменения, предусматривающие снижение уровня ЕСВ с 35–40% до 15%. Думаю, все мы поддерживаем стремление ликвидировать такое явление, как «зарплаты в конвертах». А либерализация ЕСВ станет важным шагом к «отбеливанию» этих доходов.
Для предпринимателей, работающих на едином налоге, важным решением станет сокращение количества групп плательщиков до трех (сейчас их шесть) и уменьшение ставок налогообложения. Например, те субъекты предпринимательской деятельности, которые относятся к 1-й группе, будут платить фиксированную сумму налога и работать с выручкой до 300 тыс. грн. в год. Остальные две группы (как физические, так и юридические лица), получат лимиты до 20 млн. грн. в год и ставку 2%+НДС либо 4% без уплаты НДС. Кроме того, есть намерение освободить «единщиков» от налоговых проверок, чтобы снизить давление на бизнес со стороны фискальных органов.
Если вернуться к НДС, то мы заканчиваем работу над нормативными и прочими документами. В них будет прописан процесс перехода со старой системы администрирования на новую, а также внедрения НДС-счетов. Да, мы знаем, что есть критика со стороны бизнеса и много предложений по улучшению данного механизма. Мы готовы к ним прислушиваться и дорабатывать систему. Это касается технических нюансов, IT-интеграции, взаимодействия ГФС и Госказначейства. Ставка НДС меняться не будет, поскольку она является одной из самых низких в Европе(на самом деле – одна из самых высоких, а в Европе есть ставки НДС и в 8%, – ред.). К тому же проблемы связаны не с уровнем этого налога, а именно с его администрированием, несовершенство которого провоцирует так называемые «налоговые ямы» и кражу НДС.
Более того, если мы стремимся к упрощению налоговой системы, то основными должны стать налоги на потребление. То есть НДС, всевозможные акцизы и рентные платежи, таможенные сборы.
От возмещения НДС никто не отказывается. На данный момент существует немалый долг перед плательщиками, но он постепенно сокращается. Увы, за один день вернуть его не удастся, поскольку задолженность копилась долгие годы. Но постепенно мы его погасим: как «живыми» деньгами, так и ценными бумагами. Теми же НДС-облигациями.