Самый действенный шаг – это безусловное снижение ставки ЕСВ. Только так можно вывести из «тени» и зарплаты, и прочие доходы
Снижение фискального давления на доходы физических лиц – одно из важнейших условий успешного реформирования и оздоровления украинской экономики. Граждане должны получить вполне конкретные возможности платить налоги «по-белому». Теоретически, такие условия правительство должно было заложить в реформу единого социального взноса, которая была принята в конце 2014 года. Однако по своей сути концепция снижения ЕСВ коснется очень малого количества налогоплательщиков.
Когда представители бизнеса начали рассчитывать эффект от презентованной Арсением Яценюком реформы ЕСВ, они оказались в замешательстве. Поскольку либо никто не соответствовал упомянутым критериям для применения коэффициента, либо из-за увеличения отчислений по налогу на доходы физлиц (НДФЛ) работодатели не получали ни копейки экономии. И попросту не увидели никакого эффекта в якобы снижении ставки ЕСВ.
Сегодня есть информация о намерении правительства дорабатывать систему ЕСВ с внедренным коэффициентом. Якобы планируется отмена нескольких из четырех условий и введение нормы о «плавающем коэффициенте», который зависит от уровня соответствия работодателя тому или иному критерию. Причем, глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус уже сообщил о подготовке соответствующих изменений и о планах по скорому внесению их в парламент.
Но только вопрос в том, почему этим занимаются налоговики, а не профильное министерство? И почему предложения ГФС всего лишь «технические», как заявил сам Билоус, а не фундаментальные? Ведь сохранение условий предусматривает дифференциацию ставок ЕСВ, что не создаст одинаковых условий для всех работодателей и работников. В любом случае, необходимо в первую очередь отменить усиление ответственности работодателей в отсутствие реальных условий для детенизации, упразднить обязательные минимальные платежи по единому соцвзносу, но самое главное, откорректировать формулу, которую предложило правительство.
Ведь действующее законодательство позволяет работодателю платить, фактически, 40% стандартной суммы ЕСВ за своего сотрудника. В то же время взамен работодатель обязан согласиться на неподъемные для него условия, которые автоматически приводят к увеличению базы налогообложения НДФЛ, что делает использование коэффициента неэффективным. Самый же действенный шаг – это безусловное снижение ставки ЕСВ. Только так можно вывести из «тени» и зарплаты, и прочие доходы людей.
Безусловно, идея по снижению ставки ЕСВ вызывает немалое сопротивление. Один из аргументов –потери поступлений в Пенсионный фонд, на финансирование которого (из госбюджета – Ред.) в 2015 году запланировано около 90 млрд гривен.
На самом деле источники компенсации есть. Так, по разным оценкам «в тени» сейчас работают от 1,8 до 5 млн человек, с доходов которых сейчас не платят ни ЕСВ, ни НДФЛ. А снижение ставки ЕСВ и НДФЛ, вместе с объединением социальных фондов и эффективным распределением бюджетных средств в социальной сфере, дает возможность компенсировать временный спад поступлений от ЕСВ. Кроме того, и международная финансовая помощь должна использоваться не на «проедание», а на внедрение реальных реформ. Доказательством того, что они возможны, является Грузия, где суммарная нагрузка на доходы физических лиц составляет всего 20 процентов, а не более 60%, как в Украине сегодня.