Помимо озвученных изменений в упрощенной системе налогообложения, которые уже вызвали немалый резонанс среди предпринимателей, у бизнеса есть немало болезненных вопросов в отношении других налогов и их администрирования.

Громче всех возмущаются плательщики НДС, которые регулярно сталкиваются с «корявой» работой НДС-счетов и ручным вмешательством со стороны представителей Государственной фискальной службы. Например, многим компаниям до сих пор не перенесли отрицательные значения НДС, сформированные до июля 2015 года (в этом месяце был продлен тестовый режим использования НДС-счетов до 1 октября 2015 года). По словам плательщиков, единственная операция, которая проходит без проблем – внесение денег на спецсчета.

Поэтому со стороны бизнеса звучат предложения ввести единый казначейский счет для перечисления НДС, заблокировать возможность произвольного обнуления налогового кредита, которым злоупотребляют налоговики. А также прекратить вымывание оборотных средств компаний – для чего нужно отменить депонирование на спецсчетах. А сам НДС будет уплачиваться лишь после того, как государство выполнит свои обязательства по возмещению.

Предмет еще одной дискуссии – налог на прибыль. Хотя в данном случае мнения бизнеса и реформаторов сходятся: ввести налог на распределенную прибыль и закрепить его ставку на уровне 15%. Это позволит уйти от дискриминационной схемы авансирования данного налога и упразднить декларирование, за которым сразу же следует проверка. Момент уплаты налога в таком случае будет совпадать с моментом распределения прибыли, а значит и контроля, что избавит бизнес от необходимости постоянно оправдываться перед проверяющими.

В части налогообложения зарплат между плательщиками и законодателями тоже есть взаимопонимание. Обе стороны сходятся к тому, что нужно снижать ставки. Но вопрос лишь, каким способом? Например, в парламентском комитете по налогам и таможенной политике все еще придерживаются мнения, что налог на доходы физлиц нужно унифицировать по ставке 10%, а единый соцвзнос взимать по ставке 20%. Тем не менее, гражданские активисты настаивают на том, чтобы ЕСВ был включен в состав подоходного (это, кстати, также точка зрения Минфина), а «суммарная» ставка НДФЛ выросла до 20%. Такой подход должен стимулировать работодателей легализовать зарплаты, вместе с инвентаризацией Пенсионного фонда и ликвидацией других фондов соцстрахования.

Однако, особый упор и реформаторы, и представители общественности продолжают делать на изменениях в администрировании. Главный посыл – отойти от плана по сборам и штрафам, и перейти к «мягкому» сервису со стороны ГФС. Сюда же – внедрение дистанционного обслуживания и разработка «электронного кабинета» для налогоплательщиков. Увы, все это невозможно осуществить без серьезной реорганизации налоговых структур и практически полной замены ее кадрового состава. Об этом, кстати, очень много говорилось на парламентских слушаниях 30 сентября, где малый и средний бизнес настаивал на полной «перезагрузке» ГФС.

Помимо этого, необходим последующий мораторий на изменения в налоговое законодательство. Минимум на 3 года после проведения реформы. К счастью, и Минфин, и парламентарии, и Национальный совет реформ согласны с этой мерой.

Куда ведут налоговую реформу

 

Предложения на начало октября 2015 г.

Что изменилось за сентябрь

Вид налога

Минфин

 ВР/эксперты

НДС

Сохранить НДС-счета и депонирование, доработав их функционал

Ликвидировать депонирование, запретить налоговикам вмешиваться в систему НДС-счетов

Позиции сторон не изменились

Налог на прибыль

Сохранение ставки 20%

Внедрить налог на распределенную прибыль по ставке 15%, ликвидировать авансирование

Позиции сторон не изменились

НДФЛ и ЕСВ

Ставку НДФЛ довести до 20%, ликвидировать ЕСВ

НДФЛ=10% и ЕСВ=20%/ НДФЛ=20%, ликвидировать ЕСВ

Сближение позиций

Администрирование налогов

Расширение сервисных функций ГФС, но без отказа от проверок

Минимум проверок, удаленное администрирование налогов, обновление кадрового состава ГФС

Позиции сторон не изменились