Статья опубликована в журнале "Деньги" №23 от 3 декабря 2015 года.

Полностью номер можно купить по ссылке.

 

Гривна в ноябре теряла свои позиции, и весьма стремительно. Еще в начале месяца средневзвешенный курс на межбанковском рынке составлял 23,01 грн./долл., а 24 ноября курс достиг пиковых значений – 23,98 грн./долл. То есть гривна опустилась на 4,2%.

Аукционы НБУ по продаже валюты не пользовались спросом – банки покупали лишь 5–10 млн., максимум – 21,2 млн. долл. (аукцион 20 ноября) из выставляемых ежедневно 50 млн. И это – при ежедневных объемах межбанка на уровне порядка 250–400 млн. долл. Причина столь низкой активности скупки долларов у НБУ – высокий порог отсечения, который в разные дни достигал 23,8 грн./долл. и даже 24,02 грн./долл. Несколько ноябрьских аукционов по продаже валюты НБУ признал несостоявшимися.

Под конец месяца Нацбанк и вовсе удивил рынок – 26 ноября он объявил на аукционе о покупке долларов, приобретя 2,8 млн. долл. при средневзвешенном курсе 23,42 грн./долл. То есть теперь Нацбанк устанавливает аукционами довольно высокие курсовые ориентиры на радость продавцам валюты – экспортерам.

В самом НБУ считают, что аукционы помогают сдерживать курс, а нынешние валютные скачки связаны с отсутствием баланса между спросом и предложением. «Учитывая незначительный объем торгов на межбанковском рынке, даже незначительные перекосы в спросе и предложении валюты могут вызвать существенные колебания курса», – уверяет заместитель председателя НБУ Олег Чурий. Если бы целью аукционов было сдерживание курса, то наверняка аукционы НБУ пользовались бы большим спросом, так как позволяли бы приобрести валюту дешевле, чем устанавливаемый Нацбанком курс отсечения.

В то же время, процедура аукционов выстроена так, чтобы продать поменьше. «НБУ выходит с продажей валюты слишком поздно: основная часть заявок клиентов удовлетворяется (или отзывается) до 12.00, в то время как НБУ выходит с продажей после 14.00. Для основной массы импортеров осуществление расчетов с зарубежными контрагентами важнее курса, который они могут заложить в стоимость товара», – объяснил Константин Вьюшинский, портфельный управляющий ИК «Адамант Капитал».

Читайте также: Как работает межбанк

Так что поддержка курса за счет балансирования аукционами – иллюзия. Более того, учитывая, что сам Нацбанк довольно часто выходит на рынок с покупкой валюты для резервов, чем увеличивает спрос, похоже, речь идет о намеренной девальвации, а не о поддержке гривны со стороны Нацбанка.

Хотя импортеры пока не жалуются. «Трудностей в приобретении валюты импортерами не наблюдается. Банки удовлетворяют заявки своих клиентов. Однако при увеличении спроса на валюту рынок мгновенно реагирует на это увеличением курса, так как из-за спада экономики и активности экспортеров предложение валюты уменьшается», – делится наблюдениями Игорь Краса, финансовый директор компании «Текстиль-Контакт».

Из-за маневров НБУ экспортеры теряют желание продавать валюту дешевле предлагаемых им курсов отсечения. Импортеры, глядя на игру НБУ на понижение гривны, умеряют свои аппетиты. В итоге, НБУ имеет возможность выкупать валюту в резервы, конкурируя за нее с импортерами. Ведь у него были планы нарастить резервы к концу года до 18 млрд. долл. (с учетом поступления заемных средств).

Конечно, у нынешних курсовых качелей есть и другие объяснения. «Девальвация связана с несколькими факторами. Среди них – отопительный сезон и надобность закрывать фискальный дефицит НАК «Нафтогаз Украины», фискальный дефицит Фонда гарантирования, выплаты наличных средств вкладчикам проблемных банков», – отметил Егор Перелыгин, начальник отдела стратегического планирования UniCredit Bank. Причем, оба эти фактора были учтены в меморандуме МВФ при назначении маяков по величине резервов НБУ.

Наличный рынок мгновенно отреагировал на снижение гривны на безналичном рынке – курс в обменных пунктах банков и финансовых  достиг сначала 25,1 грн., а затем и 25,7 грн./долл.

Давление на нацвалюту оказывает и неопределенность, связанная с получением четвертого транша на 1,63 млрд. долл. в рамках программы с МВФ. Миссия МВФ, проведя необходимые консультации в правительстве 12-20 ноября, удалилась, сообщив, что ожидает налоговой реформы и принятия госбюджета-2016. Также, по мнению Яресько, Украина уже утратила шанс получить в 2015 году четвертый транш, как это планировалось первоначально.

Хорошая новость – приближение договоренностей по реструктуризации российских еврооблигаций на 3 млрд. долл. («бумаги Януковича»). В России отметили, что готовы пойти на то, чтобы в 2015 году вообще не получать выплат, а затем в 2016-2018 годах ежегодно получать по миллиарду долларов. Свое предложение РФ уже направила МВФ.

Прямых переговоров по реструктуризации минфины Украины и России пока даже не планировали, однако это неизменно должно случиться уже в ближайшие два месяца.