О ликвидации МРЭО представители Министерства внутренних дел с помпой заявили еще в ноябре, пообещав, что вместе с этой структурой исчезнет и коррупция, как при регистрации авто, так и при снятии с учета. Ведь теперь, как уверяют в МВД, все процедуры проводятся через специальные сервисные центры. Они должны с минимальными затратами времени оформлять документы, там не придется платить 2000 грн. за справки-счета или поощрять гривной услуги «ускорителей». Гражданский паспорт, договор о купле-продаже – и техпаспорт у автовладельца на руках. Мы решили все это протестировать.
Первой проблемой стал поиск адресов сервисных центров ГАИ. По идее, большинство из них осталось на месте старых МРЭО. Но некоторые были убраны бесследно или переехали. Например, в Киеве расформировали 6 территориальных подразделений. Увы, на сайте МВД информацию об этом нет. Нужные адреса нашлись только в недрах интернет-портала Регионального сервисного центра МВД в Киеве (да-да, такой оказывается тоже существует). Ближайшее к автору экс-МРЭО оказалось по ул.Братиславской, 52, в Деснянском районе столицы.
Пустующий зал сервисного центра удивил, так как в 16.00 четверга было бы логично увидеть очередь страждущих автовладельцев. Но все окошки, по ту сторону которых сидели скучающие администраторы, пустовали. Разговор с сотрудником сервисного центра завязался сразу. На вопрос о том, чтобы зарегистрировать автомобиль, администратор оживился и в сердцах бросил: «Да чтобы их с этой реформой! Не принимаем документы и на учет не ставим!». Как оказалось, с реформой МРЭО все хорошо, кроме того, что вот уже несколько недель нет бланков на техпаспорта. «Причем не только у нас. Такая ситуация по всему Киеву и области. А может, и по всей Украине. Видно, что-то там с оплатой утрясти не смогли. И до начала 2016 года техпаспорта не появится», – будто бы извиняясь, сообщил неутешительную новость администратор.
Хотя в целом, по его словам, все процессы продуманы до мелочей и максимально упрощены. Нужно приехать в сервисный центр на автомобиле, который требуется поставить на учет, предоставить паспорт и документы, подтверждающие правомерность приобретения транспортного средства, сертификат соответствия и таможенную декларацию для авто, если оно ввезено из-за рубежа. Специалисты осматривают автомобиль, а его владелец делает взнос в Пенсионный фонд и оплачивает услуги сервисного центра. «Для авто стоимостью до 353 тыс. грн. без НДС – взнос в ПФ составляет 4%, свыше этой суммы – 5%. Ну и где-то 500 грн. плата за наши услуги и бланк техпаспорта. Банк, кстати, за стенкой, так что далеко ходить не нужно», – показывает сотрудник сервисного центра рукой на дверь в конце зала.
Снять автомобиль с регистрации еще проще. Для этого понадобится гражданский паспорт владельца и техпаспорт. Авто осматривают, «пробивают» по базам на предмет угона и отягощений. В теории, в сервисном центре можно решить все вопросы приблизительно за час. На практике, как признает его сотрудник, все длится гораздо дольше, поскольку людей много (когда есть бланки) и не все работает гладко. «Например, в базах часто происходят сбои, и мы не можем получить нужную информацию быстро. Но надеемся, в течение месяца технически проблемы устранят», – признается наш собеседник.
Знают об этих проблемах и в МВД. «Деньгам» удалось пообщаться с одним из представителей этого министерства, который не под диктофон признался, что ликвидация МРЭО проводилась в спешке, поэтому новая система не отлажена. Но к началу 2016 года, обещают в МВД, организационные проблемы будут решены. Равно как и вопрос с отсутствием бланков.
Обещания «сделать все к началу года», конечно, обнадеживают. Вот только подопытными кроликами эксперимента оказались обычные автовладельцы, которые до начала января зарегистрировать автомобили попросту не смогут.
Кстати, после поездки в сервис центр мы сделали несколько звонков в другие экс-МРЭО. Там бланков тоже нет, но их сотрудники пообещали, что проблему решат в ближайшие дни. «Деньги» продолжают следить за ситуацией.