Реформа налоговой системы в 2015 году? Скорее недореформа. Конфликт между Министерством финансов с одной стороны, и депутатами корпуса совместно с представителями бизнес-сообщества – с другой, не позволил принять качественную налоговую реформу. Минфин всячески настаивал на еще большем усилении налогового и административного давления. Представители налогоплательщиков требовали смягчения налогообложения. Это привело к тому, что в конце декабря ушедшего года Верховная Рада проголосовала за так называемые «точечные изменения» в Налоговый кодекс.

В налогообложении доходов физлиц пересмотрели ставки, по НДС подчистили огрехи в администрировании, слегка упростили жизнь плательщикам налога на прибыль. Однако в целом украинская налоговая система все еще напоминает собой массивную машину, которая год от года выжимает из бизнеса и граждан сумму на покрытие расходной части бюджета.

Разумеется, с этим нужно что-то делать, и достаточно срочно. Если кардинальные изменения в налоговой системе не произойдут в течение первого полугодия, то уже во второй половине 2016 года экономика начнет задыхаться. «Деньги» 26 января провели онлайн-конференцию, посвященную проблемам налогообложения в Украине, и вместе с экспертами, которые в прошлом году участвовали в разработке либеральной версии налоговой реформы, выписали свой рецепт изменений в налоговую систему.

Экономисты в погонах

Ключевой тезис, который поддержали все участники конференции, это проблема администрирования налогов, которая неэффективна и нацелена исключительно на применение санкций. «К перекосам в налогообложении приводит многолетняя практика «дотягивания» доходной части бюджета к расходной. В итоге у нас сформировалась настоящая репрессивная налоговая система, и любой приход налогового инспектора влечет за собой огромные штрафы», – прокомментировал Александр Шемяткин, партнер WTS Consulting.

Плюс ко всему, эксперты сошлись во мнениях, что у Министерства финансов сегодня нет видения по реформированию налоговой системы, министерство лишь зациклено на сотрудничестве с МВФ. «Но при таком дисбалансе в бюджете нужно, прежде всего, заниматься решением проблем с администрированием. А этого не делается», – заявил партнер компании «Кесарев Консалтинг» Михаил Соколов.

Причем все большее давление бизнес испытывает со стороны налоговой милиции, основная задача которой – запугать налогоплательщика и добиться уплаты той суммы, которую ему вменяют. Красноречивое тому подтверждение – рост количества возбужденных налоговой милицией дел. «Например, если в 2010 году было открыто около 5000 уголовных дел против плательщиков, то в 2015 году их количество было вдвое больше», – озвучил неутешительную статистику Павел Себастьянович, эксперт гражданской платформы «Нова Краина».

Более того, до суда из этого количества, по словам Александра Шемяткина, доходит не более 2,5% дел, что в очередной раз подтверждает: налоговая милиция использует факт открытия «дела» для давления на бизнес. И более ни для чего.

Впрочем, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №3448, одна из задач которого – как раз упразднить практику повального открытия дел налоговиками. «Кроме того, будет уточнено толкование статьи 212 Уголовного кодекса в части уклонения от уплаты налогов. Сегодня под эту трактовку можно подвести очень многое, чем фискальные органы успешно пользуются», – сообщил Шемяткин.

Хотим ниже

Объем и размеры взимаемых налогов – тоже немаловажный вопрос. Невзирая на многочисленные изменения в НКУ, которые вносились в последние годы, непонятна ситуация с упрощенкой и ее будущее, равно как и судьба спецрежима налогообложения для АПК. «Зависла» в воздухе инициатива по внедрению налога на распределенную прибыль. Кроме того, бизнес по-прежнему стонет от криво работающего администрирования НДС, которое продолжает вымывать у компаний оборотные средства. «Позитивным можно считать разве что тот факт, что наконец-то налоговикам запретили аннулировать свидетельства о регистрации плательщиками НДС и отказывать в праве на налоговый кредит по формальным причинам, в том числе – применять пресловутый «9 стан», – прокомментировал Павел Себастьянович.

Также достаточно позитивно бизнес воспринял снижение ставки ЕСВ до единого уровня в 22%. «Благодаря этому работодатели смогут сэкономить около 100 млрд. гривен. Но в то же время, это еще недостаточное условие для того, чтобы бизнес начал массово выходить из «тени», – заявил Вячеслав Черкашин.

Это связано с тем, что отчисления из фонда оплаты труда все еще составляют обременительные 40%. Бизнес же готов на «обеление» в том случае, когда итоговая нагрузка будет около 20%, максимум 25%. «Это именно та цифра, которую готовы платить предприниматели легально. И нам нужно очень быстро приблизиться к этой отметке», – уверен Павел Себастьянович.

Что касается других налогов (в частности, НДС и налога на прибыль), то там плательщики хотят видеть прозрачные условия уплаты, отсутствие «ручного» вмешательства в их администрирование со стороны Государственной фискальной службы.

«Мы все знаем, что у нас есть налог на прибыль, но считается он как процент от оборота. У нас есть НДС, который тоже не работает нормально, так как искусственно отрезается налоговый кредит, устанавливаются лимиты на возмещение и т.д.», – привел пример Михаил Соколов.

При этом бизнес в целом согласен на электронную систему администрирования, но, как и ранее, выступает резко против необоснованного изъятия денег из оборота в пользу государственного бюджета, а также настаивает на прозрачном и справедливом механизме возмещения.

«Два реестра возмещения НДС, введенные с 2016 года, не самое плохое решение. Равно как и депонирование, поскольку система за счет этого обеспечена, подкреплена реальными деньгами. Но при этом в ней действительно немало проблем и ее необходимо доводить до ума», – прокомментировал Михаил Соколов.

Начать вчера

Участники онлайн-конференции согласились с тем, что налоговую реформу нужно начинать с более глубокой реструктуризации ГФС, пересмотра методов ее работы, а также заняться подбором новых компетентных сотрудников налоговых органов.

Помимо этого, для силовых структур должен быть введен полный запрет на вмешательство в деятельность бизнеса. «Иначе у предпринимателей нет стимула работать легально. Они видят тотальный беспредел со стороны контролирующих органов. Проверки, изъятия, давление. После такого не один бизнесмен не будет платить 100% налогов, так как понимает, что ему проще «задобрить» силовиков и договориться с ними», – выразил свою точку зрения Павел Себастьянович.

Не менее важная задача – ликвидировать практику проведения налоговыми органами каких-то решений задним числом, чем оказывать давление на плательщиков. «Так сейчас происходит в части подачи декларации по налогу на прибыль. Своим письмом ГФС навязывает, что уже по итогам 2015 года плательщики должны подавать квартальные, а не годовые декларации. А значит, сроки сдвигаются до 9 февраля, а не до 29 февраля как было ранее. В итоге, бизнес теряет деньги», – привел пример Александр Шемяткин.

Штрафы за правонарушения должны быть кардинально пересмотрены, а критерии и основания для проверок – значительно сужены. Ведь сегодня, к примеру, у налоговой милиции есть критерий, по которому они оценивают рисковость предприятия. Это резкое увеличение оборотов. В результате, к плательщику обязательно приходит проверка, если он показывает рост бизнеса. И в причинах, конечно же, никто не разбирается.

Не стоит забывать и о ставках. Физлица и бизнес ждут снижение нагрузки на доходы, как в части НДФЛ, так и ЕСВ. Необходим и налог на распределенную прибыль. Он дает предсказуемость для плательщика и в разы упрощает контроль. Кроме того, при нынешней системе бизнесу приходится авансировать бюджет. В то время как налог на распределенную прибыль решает эту проблему, а также закрывает схемы вывода капитала из страны.

«Хотя ключевое, с чего стоит начать, это изменить систему формирования бюджета – идти от доходов к расходам, а не наоборот. Без этого шага, преломления идеологии работы Минфина и ГФС никакое снижение ставок не поможет», – подытожил мысли участников конференции Михаил Соколов.

Приоритетные задачи реальной налоговой реформы

  • Прекратить практику «дотягивания» доходной части госбюджета к желаемой расходной, остановив ежегодные повышения налогового давления в интересах удовлетворения потребностей госбюджета.

  • Исключить из администрирования налогов карательную составляющую. Сформулировать принципы администрирования налогов исходя из целей роста экономики и защиты инвестора.

  • Ликвидировать возможность использовать открытие уголовного дела для шантажа руководителей и собственников бизнеса.

  • Довести нагрузку на фонд оплаты труда (совокупно ЕСВ и налог на доходы физлиц) до уровня не выше 25% – только при таком уровне изъятий можно рассчитывать на массовый вывод зарплат из «тени».

  • Снизить размер штрафных санкций за ошибки и нарушения, так как при нынешних размерах штраф является не воспитательной мерой, а инструментом стимулирования коррупции.

  • Окончательно и навсегда прекратить практику нововведений «задним числом» и принятия «писем налоговой», которые искажают нормы Налогового Кодекса.

     

Онлайн-конференция «Реальная налоговая реформа ради свободной экономики» проведена при поддержке медиа-платформы IdeaList.media.