Кабинет Министров 14 марта обнародовал план действий на 2016 год, представленный премьером Арсением Яценюком еще в конце февраля. Объемный документ включает 379 задач, которые обязуется выполнить правительство вместе с Верховной Радой и Администрацией Президента. Очевидно, что этот план перекликается с требованиями МВФ, а также других кредиторов. Например, заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд выступила с обращением, в котором поддержала реформы, которые проводит Украина. Но при этом призвала украинские власти ускорить стабилизацию энергетического сектора, усилить работу над улучшением бизнес-климата, провести открытую и прозрачную приватизацию, добиться независимости правосудия, реформировать здравоохранение и образование. Все эти направления включены в программу Кабмина. Но, как принято говорить, дьявол – в деталях.

А детали свидетельствуют о том, что программа больше похожа на пышную декорацию, чем на дорожную карту с конкретными действиями. Главная претензия – отсутствие конкретики в описании ожидаемых результатов, отсутствие цифровых ориентиров и острая нехватка четко установленных дат исполнения намеченного.

Правительство не называет конкретных сроков и цифровых показателей выполнения программы. И это все, что надо знать о ней

Кабмин обещает бороться с коррупцией, в том числе путем внедрения электронного правительства и развития онлайн-сервисов. Единый портал административных услуг должен заработать уже в декабре 2016 года. Это немного смешно, учитывая, что основной груз по внедрению e-government несут волонтерские команды и частные структуры.

На повестке дня и реформа полиции. Ее маркерами станут аттестация правоохранителей, создание управлений патрульной полиции в 28 городах Украины, а также нового спецподразделения «КОРД». Кроме того, уже в июле должна заработать система автофиксации нарушений Правил дорожного движения.

Большие планы у правительства и в сфере энергетической независимости. Украинская газотранспортная система будет интегрирована с европейской ГТС, продолжится реструктуризация НАК «Нефтегаз Украины». Также Кабмин намерен расширить мощности атомных электростанций, увеличить добычу урана, чтобы снизить зависимость от импортного топлива. Вот только в течение года выйти из зависимости от российских поставщиков топлива не смогут. Возможно, поэтому в программе нет конкретных цифр по снижению доли российских поставок в потреблении топлива украинскими АЭС?

Бизнесу обещают налоговую реформу, «очищение» от коррупции Государственной фискальной службы и таможни. Как и в 2015 году, речь идет об упрощении администрирования и отчетности, о внедрении онлайн-сервисов для налогоплательщиков. Второе направление – дерегуляция: дальнейшее сокращении лицензионных процедур, уменьшении времени на регистрацию бизнеса,  повсеместное использование электронных реестров и онлайн-процедур госзакупок.

В приватизации особый акцент делается на продаже крупных сельхозпредприятий и спиртзаводов, а также компаний в энергетике и добыче полезных ископаемых. Управляющих государственными компаниями Кабмин планирует выбирать на конкурсной основе, а также намерен провести аудит и реструктуризацию госкомпаний с «фискальными рисками». 

Основные направления работы Кабинета Министров Украины в 2016 году

Направление реформ

Ключевые поинты

Меры/шаги

Срок реализации

Угрозы/риски

Налогообложение и налоговая реформа

Налоговая реформа (цель 226)

Упрощение администрирования и отчетности; одноуровневая система налоговых споров; внедрение налогового инвесткредита

Конкретный период реализации не указан

Отсутствие конкретики и снижения налоговой нагрузки

 

Реструктуризация ГФС (цель 227)

Формирование офиса крупных налогоплательщиков; создание службы финрасследований

Конкретный период реализации не указан, частично – в 1 полугодии 2016 года

Эта задача висит уже несколько лет. Ее решение, похоже, саботируют?

 

Реформа таможни (цели 228-229)

Упрощение транзитных процедур; привлечение международных советников; включение таможен в региональные подразделения ГФС

До конца 2016 года

Возможна потеря управляемости и саботаж на местном уровне

 

Развитие электронных услуг (цели 230-231)

Электронный кабинет налогоплательщика; автоматизация таможенного оформления

II-IV кварталы 2016 года

Отсутствие у ГФС адекватной технической инфраструктуры для качественных онлайн-сервисов

Дерегуляция

Доступ к админуслугам (цели 53-54)

Увеличение количества центров по предоставлению административных услуг; создание электронного правительства

До конца 2016 года

Саботаж на низовом уровне, несогласованность действий ведомств

 

Регистрация и лицензирование (цели 232-234, 241)

Сокращение лицензий и разрешений, в т.ч. получение 70% разрешительных документов онлайн; регистрация юрлиц в течение 24 часов с одновременым присвоением статуса плательщика НДС

До конца 2016 года

Возникают риски нарушения прав потребителей, появление на рынке «однодневок»

 

Электронные реестры (цели 242-243)

Использование реестра обременений в режиме онлайн; сокращение времени и затрат на регистрацию недвижимости

I квартал 2016 года

Злоупотребления со стороны регистраторов и нотариусов: фиктивные записи и изменения записей. Пока не предъявлен механизм предотвращения таких злоупотреблений

 

Валютное регулирование (цель 249)

Упрощение условий работы IT-бизнеса, фрилансеров, экспортеров товаров и услуг

До конца 2016 года

Нацбанк просаботирует эту задачу

Энергетика, инфраструктура и ЖКХ

Энергетическая независимость Украины (цели 82 – 83)

Рыночные тарифы для субъектов электрогенерации; интеграция украинской ГТС с европейской; привлечение иностранных инвестиций на строительство ГЭС; увеличение доли атомной энергетики

В течение 2016 года

Отсутствие альтернативы по закупкам топлива для АЭС.  Злоупотребления в энергораспределяющих и энергогенерирующих компания: необоснованное раздувание тарифов

 

Ремонт и содержание дорог (цели 307 - 308, 310)

Контроль качества дорожного ремонта с привлечением независимых консультантов; создание госпредприятия для обслуживания дорог; ответственность перевозчиков за перегруз; реформирование «Укравтодора»

II-IV квартал 2016 года

Отсутствие бюджетного финансирования на ремонт дорог и механизма ответственности за разворовывание денег. Децентрализация системы  «Автодора» пока не принесла внятных результатов

 

Модернизация ЖКХ (цели 86, 89-90)

Полная ликвидация ЖЭКов; обновление коммунальной инфраструктуры за счет инвесторов; 100%-й индивидуальный учет тепла и водопотребления с 2019 года

Конкретный период реализации не указан, частично – в течение 2016 года

Невнятная процедура передачи домов от ЖЭКов управляющим компаниям; неготовность населения устанавливать системы учета энергоносителей за свой счет

 

Энергоэффективность (цели 91-96)

Закон об эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов; закон об энергоэффективности зданий; привлечение частных инвестиций для этой цели; развитие возобновляемых источников энергии

Конкретный период реализации не указан, частично – в течение 2016 года

Нехватка государственных программ по финансированию для целей энерго-модернизации

Приватизация

Продажа стратегических предприятий (цели 274 - 276)

Главные кандидаты - «Укрспирт», «Аграрный фонд», «Артемсоль», Государственная продовольственно-зерновая корпорация; разработка механизма передачи доли акций в приватизируемых предприятиях их сотрудникам

Май-декабрь 2016 года

Отсутствие у инвесторов интереса к приватизации, низкое качество менеджмента и «искусственная» убыточность  государственных

активов

 

Прозрачность приватизационных процедур (цели 278-280)

Аудит крупнейших предприятий; назначение руководителей госкомпаний на конкурсной основе

В течение 2016 года

Сохранение практики саботажа конкурсов, невнятные критерии отбора новых топ-менеджеров

 

Реструктуризация госсобственности (цели 281, 285)

Обновление или ликвидация убыточных/

неработающих  государственных предприятий

Конкретный период реализации не указан

Запутанность ликвидационных процедур затянет их на годы

 

Создание Национальной холдинговой управляющей компании (цель 282)

Централизованное управление крупнейшими госпредприятиями

I полугодие 2016 года

Коррупционные проявления как следствие управления огромным пулом госсобственности из «единого центра»

Павел Харламов