Cкандал вокруг вокруг расширения сферы обязательного применения е‑декларирования громко обозначил проблему “серого” и ”черного” механизмов влияния общества на законодательную и исполнительную власть. Именно влияния общества – потому что крупный и малый бизнес, отечественные и иностранные инвесторы, самозанятые лица и наемные работники – это все части общества. А по отношению к властям они – стейкхолдеры.

Читай также: Лошади, оружие и миллионы гривен: декларации серых кардиналов Рады

Рост удельного веса НГО (негосударственных организаций, общественных организаций) в украинском лоббизме ситуации принципиально не изменил. Большинство из них влились этот теневой рынок и заняли в нем свои сегменты.

Да и в целом теневой рынок “решал” сохранил свои позиции. Сотни организаций и общественников под видом общественной (“громадськой”) инициативы лоббируют в интересах определенных групп. Причем за этими интересами могут стоять самого разного характера бенефициары: отдельные фигуры украинского и международного бизнеса, отраслевые и ”земляческие” бизнес-ассоциации, политики, международные сетевые организации (когда им нужно предъявить донорам успех в еще одной стране) и даже государства (когда им нужно реализовать свои геополитические стратегии).

Читай также: НДС и банки: что приняла Рада в марте

Скажу сразу, что “тащить и не пущать” лоббизм как явление – невозможно. Вода всегда найдет дырочку, влияние все равно будут пытаться оказывать. Вопрос только в том, как именно это будет происходить: за ”черный нал под столом” или цивилизованно, прозрачно, на виду у общества, с осознанием того, кто, что и за сколько лоббирует. Я неоднократно писал и говорил, что альтернативой цивилизованному, “белому” лоббизму являются политическая коррупция и просто коррупция.

И, конечно, не забудем о том, то ”белый” лоббизм вместо традиционного подкупа – это вывод немаленького рынка из тени, это легальные гонорары, это поступления налогов в бюджет, это прозрачные механизмы финансирования политических сил.

Читай также: Сколько стоит сделать закон, и как это лоббируют

Нынешний скандал вокруг е‑декларирования сотрудников и руководителей НГО, активистов, подрядчиков НГО – это, по большому счету, стрельба вдогонку. При которой попадают не туда, куда целились, и реальная цель уходит нетронутой. Это борьба с возможными последствиями “черного” лоббизма, но не с его базисом. И поэтому общество с одной стороны, а наши внешние партнеры и доноры – с другой, жестко и болезненно реагируют на сложившуюся ситуацию.

Решение проблемы находится не в зоне гашения симптомов болезни, а в зоне, откуда в общественный организм поступает инфекция. А именно – в зоне “черных”, “серых”, иными словами – нелегальных практик лоббизма.

Выдумывать велосипеды ну нужно, цивилизованный лоббизм – это:

Читай также: Сколько стоит сделать закон, и как это лоббируют

а) заявительное регистрирование лоббистов как субъектов процесса;

б) декларирование наличия интересов со стороны субъектов процесса;

в) декларирование программ и их финансовых параметров.

Перечисленного вполне достаточно. Это полностью соответствует практикам в ЕС и США. Более того, в Соглашении об ассоциации с ЕС сказано о необходимости институционального развития лоббистской деятельности в Украине. То есть так или иначе этим придется заниматься – прежде всего путем соответствующих законодательных изменений. Нужен закон о лоббизме.

Читай также: Как будет развиваться экономика Украины в ближайшем будущем

У закона будут влиятельные противники – так как “теневой” характер лоббизма сохраняет действующие механизмы влияния и политическую коррупцию с ее могущественными бенефициарами.

Что может заставить ввести такие цивилизованные практики лоббизма, если их не удалось внедрить за последние лет 20? Я утверждаю, что локомотивом изменений является жесточайший экономический кризис, который сейчас преодолевает Украина. Страна критически нуждается в иностранных и отечественных инвестициях, в резком улучшении бизнес-климата – и это не вопрос лишнего куска мяса в супе у завтрашнего избирателя, это вопрос сохранения Украины как государства.

Читай также: Новые правила е-декларирования: кто теперь будет отчитываться о доходах

Иностранные инвесторы хотят прозрачных правил и предсказуемых рамок для коммуникации с властями и готовы за это платить профессионалам прозрачно и публично. Конкуренция идей приходит на смену конкуренции размера взяток в деле формирования законов и правил. Появляются и находят финансирование эффективные think tank (мозговые центры и профессиональные аналитические группы) – они замещают собой псевдоаналитиков, которые готовы озвучивать все, что угодно под заказ. Ну и, наконец, на смену “решалам” приходят во власть нормальные политики, действующие в рамках публичной дискуссии и реализации общественного интереса. Фантастика? Нет, это работает в развитых странах. В тех странах, где лоббизм сотню лет назад выглядел ровно так, как сейчас он выглядит сейчас в Украине.