За две недели июня (11-22 июня) гривна на межбанке девальвировала на 0,6 п. п. -  до 26,24 грн/долл. По дороге курс просел еще глубже - 20 июня он достиг 26,48 гривен за доллар. Временное ослабление национальной валюты не было связано с ростом спроса со стороны импортеров - он-то как раз находился на прежнем уровне. О трениях с МВФ - понятно. Нацбанк ни во что не вмешивался: 11-15 июня НБУ купил на аукционах “по запросу лучшего курса“ 20 млн долларов, а продал 13 млн долларов.

Читай также: Кабмин заложил курс гривны в бюджетную резолюцию на 2019-2021 года

Виноват Минфин?

Гораздо более существенный для курса фактор - выпуски Минфином ОВГЗ. “Появился один игрок, который скупает валюту в больших масштабах. Министерство финансов, не получив средства от МВФ, решает вопросы… с помощью локального рынка. Минфин с 12 по 19 июня провел выпуск валютных облигаций внутреннего займа в долларах по ставкам 5,2-5,6% годовых на сумму почти 540 млн долл. Обратите внимание: за 8 дней спрос вырос на (те же - ред.) 540 млн“, - отметил аналитик, соавтор либеральной налоговой реформы Даниил Монин на своей странице в FB.

А что же со структурой ОВГЗ, которые выпустило министерство? За 1-21 июня объем ОВГЗ в портфелях нерезидентов слегка сократился - с 10,8 до 10,16 млрд гривен. В портфелях физлиц вырос на 0,14 млрд гривен - до 3,09 млрд гривен, а вот портфель юрлиц уменьшился на 1,41 млрд гривен - до 23,26 млрд гривен. В целом, можно предположить, что произошел некоторый отток средств нерезидентов из ОВГЗ, а также переход некоторых инвесторов из гривневых облигаций в ОВГЗ в инвалюте. Эти процессы всколыхнули межбанк, и гривна просела.

МВФ на подходе

Читай также: В Нацбанке назвали сроки получения нового транша МВФ

Если 20 июня гривна на межбанке обвалилась до 26,48 грн/долл., то уже 21 июня укрепилась до 26,3 грн/долл., а 22 июня рынок дошел до 26,24 грн/долл. В роли “успокоительного“ выступило заявление директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард? Скорее всего, отток средств с корсчетов банков - снижение с 57,44 млрд гривен на 19 июня до 53,1 млрд гривен на 22 июня. А Лагард в дипломатичной форме в своем заявлении по итогам телефонного разговора с Петром Порошенко заявила, что МВФ требует продолжения реформ. Прежде всего, по части бездефицитности Нафтогаза и соблюдения предельного дефицита госбюджета.

С газом вряд сложится, ведь баланс Нафтогаза по привычке кроят за счет повышения тарифов. Потому что премьер-министру Владимиру Гройсману и президенту Петру Порошенко такой шаг может стоить голосов на грядущих в 2019 году выборах. “Это очень чувствительный вопрос... Я ищу выход, чтобы обслуживать внешние долги, с одной стороны, а с другой стороны - чтобы украинцы с низкими доходами не ощутили повышения“, - заявил Владимир Гройсман. К тому же, есть и вторая сторона проблемы - из-за повышения цены существенно увеличится потребность в субсидиях для населения. И нагрузка на госбюджет, соответственно. И возникнет риск роста его дефицита.

Дальше?

Читай также: Что происходит с экономикой Украины

И что теперь в июле-августе будет с гривной? Есть же и фактор Нафтогаза, который начал понемногу закупать газ для закачки в хранилища, да и импортеры могут подстраховаться, сделав запасы на осень. Понятно, что никуда не денутся фактор МВФ и поведение Минфина на рынке ОВГЗ. Конечно, играет роль в том числе, поведение нерезидентов, которые в какой-то момент могут покинуть облигационную “гавань“ (выйти из ОВГЗ и отправиться на рынок за покупкой валюты). Так что в летний сезон курсовые колебания ожидаются в пределах 25,6-27 грн/долл. А к началу октября, если транш МВФ так и не нарисуется, гривна может девальвировать до уровня 27,5-28,5 грн/долл, а то и ниже. К концу года - еще дальше.

Наталия Богута

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 12 от 28 июня 2018 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 12 від 28 червня 2018 року українською мовою.

Новости от Деньги.иа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua