Мы быстро привыкаем к хорошему: за полтора года своей работы система государственных закупок ProZorro доказала свою эффективность. Сотни тысяч проведенных тендеров и несколько десятков миллиардов гривен, сэкономленных бюджетам разных уровней и госкомпаниям. В апреле президент Петр Порошенко заявил, что только за 2017 год экономия составила свыше 27 млрд. грн. Но, самое главное, благодаря электронным закупкам малый и средний бизнес получил доступ к госзаказам и может зарабатывать.

Читай также: Как изменились цены на нефть и золото в мае

Только вот у системы госзакупок, использующей ProZorro, все равно есть существенные недостатки. Во-первых, злоупотребления. Как со стороны недобросовестных заказчиков, так и самих участников. И если в самом начале работы системы это было редкое явление, то со временем попыток обмануть ProZorro стало гораздо больше. Во-вторых, сложный и дорогостоящий механизм оспаривания результатов подозрительных тендеров в АМКУ, который значительно усложняет борьбу с нарушителями.

И хотя “Деньги“ не раз писали об этих и других “пробелах“ в системе госзакупок (например, см. “Деньги“ №357 от 12 октября 2017 года), в лучшую сторону пока мало что изменилось.

Ловкость рук

Некоторые способы обмана на тендерах стали настоящей “классикой“, и злоумышленники ими с удовольствием пользуются.

Одной из самых распространенных махинаций остается дробление тендеров на суммы, которые не превышают 200 тыс. грн. (для товаров и услуг) и 1,5 млн. грн. (для работ). Это дает возможность проводить закупки без аукциона – так называемые допороговые. То есть заказчик самостоятельно решает, какого поставщика выбрать, и потом лишь указывает сведения о поставщике, которого выбрал самостоятельно, а в систему просто вводит информацию о нем и сумму договора.

Как обходят ProZorro / dengi

По какому принципу отбирается победитель и насколько справедлива цена объекта закупки – тайна, покрытая мраком. Именно поэтому в “допороге“ скрывается больше всего нарушений. И совсем неудивительно, что по статистике 69% допороговых закупок проводятся по неконкурентной процедуре.

Прописывание квалификационных требований и технических условий закупки под конкретную компанию – тоже привычная практика. Скажем, предприятие, закупающее оборудование, указывает такие характеристики, которыми обладает только определенная модель, которую производит или поставляет всего лишь одна компания. Разумеется, что у других участников в таком случае нет шансов выиграть.

Недобросовестные заказчики часто грешат отменой закупки в случае победы “чужого“ участника. После этого предприятие или министерство попросту объявляет новый тендер с немного измененными условиями (например, площадь выполнения строительных работ увеличена или уменьшена на несколько квадратных метров).

“Такие действия могут повторяться практически до бесконечности. И поскольку вовремя получить обратно от заказчика уплаченное тендерное обеспечение – это практически нерешаемая задача, многие участники уже на повторном тендере теряют всякий интерес к участию, остаются только “свои““, – раскрывает суть схемы Алексей Кот, управляющий партнер юридической фирмы “Антика“.

Только для “своих“

Иногда изобретательность мошенников заходит еще дальше, и они, по словам юристов, втихаря раскрывают нужным компаниям внутреннюю документацию, связанную с тендером. Это позволяет им сформировать идеальное предложение и указать ту цену, которая даст возможность выиграть.

Нередко участника торгов дисквалифицируют в процессе оценки соответствия квалификационным требованиям или техническим условиям закупки. Загвоздка в том, что такая оценка проводится субъективно, найти основание для отказа не составляет труда. И это очень похоже на то, как заказчики “срезали“ потенциальных участников в эпоху бумажных тендеров за недостающие знаки препинания в тендерном предложении.

Интересный способ отсеивания потенциальных претендентов – прописывание нереальных или невыгодных условий договора.

Читай также: МВФ, курс валют и цены: чего ждать в июне

Слишком короткие сроки поставки товаров или выполнения работ, предоставление длинной отсрочки платежа и т.д. Исполнитель, который видит такие зубодробительные требования, сам отказывается участвовать в аукционе.

Ну а поскольку условия описываются в формате “не ранее“ и “не менее“, то к “своим“ применяются самые вкусные версии, например, быстрая оплата и т.п., а для “чужаков“ действуют максимальные сроки оплаты.

Иногда тендеры объявляются перед выходными или праздниками, и сопровождаются при этом длинным списком документов и справок, которые необходимо подать для подтверждения квалификации или соответствия техническим условиям. Большинство просто не успевает вовремя подготовить документы, и не участвует в аукционе, уступая место “своим“ компаниям.

Как обходят ProZorro / dengi

Никуда не делся и обычный демпинг. Как это выглядит на практике. Предприятие закупает товар, реальная стоимость которого – 250 тыс. грн. Выигрывает поставщик, который по сговору с заказчиком выставляет цену на уровне 190 тыс. грн.

Недостающие 60 тыс. грн. победитель получает после дополнительной закупки, которая проводится по переговорной процедуре в обход ProZorro, или через увеличение цены по уже выигранному тендеру. Нужная сумма проводится, например, как плата за доставку продукции.

Заказчики “мутят воду“ даже в тех тендерах, в которых нашел нарушения Антимонопольный комитет. Вместо того чтобы исполнить решение АМКУ, они отменяют торги и объявляют новую закупку.

“Кроме того, до сих пор нет механизма выявления фейковых участников. Фактически невозможно проверить, кроме как “вручную“, не связаны ли участники процедуры закупки и не “подыгрывают“ ли они друг другу“, – говорит Наталья Ляшенко, юрист ЮКК “Де-Юре“

Аудиторы на страже

И все-таки, борьба с нарушениями в сфере госзакупок постепенно набирает обороты. Еще в декабре 2017 года Верховная Рада приняла законопроект №4738-д, который в январе 2018 года был подписан президентом и уже вступил в силу (закон №2265-VIII).

Его главное новшество заключается в том, что Государственная аудиторская служба отныне имеет право осуществлять мониторинг госзакупок. При этом вся переписка заказчика с контролирующим органом ведется непосредственно в системе электронных закупок и полностью находится в свободном доступе.

Что еще интересно, основанием для проведения мониторинга могут быть даже публикации в СМИ, а также информация, полученная от общественных объединений. “С одной стороны, такая норма дает возможность оперативно выявлять возможные нарушения. С другой стороны, требования к таким сообщениям не конкретизированы, поэтому возможна дискредитация заказчиков со стороны заинтересованных лиц“, – считает Наталья Ляшенко.

Читай также: Как государство поддержит малый и средний бизнес

Постепенно усиливается функционал мониторингового портала DoZorro. Это платформа, где каждый участник системы (поставщик, заказчик, контролирующий орган, просто небезразличный гражданин) может проанализировать, обсудить и оценить условия и результаты конкретного тендера, подготовить и подать официальное обращение в контролирующие органы. На сегодняшний день система ProZorro полностью интегрирована с DoZorro, и участники могут перейти на портал напрямую с каждого тендера и оставить свой отзыв.

Ниже некуда

Но настоящую “революцию“ в сфере государственных закупок должен произвести законопроект №8265 о внесении изменений в закон “О публичных закупках“, который был зарегистрирован в парламенте 13 апреля 2018 года. Учитывая, что документ инициировал сам Петр Порошенко с пометкой “неотложный“, депутаты его непременно рассмотрят.

Как обходят ProZorro / dengi

Одно из ключевых изменений – снижение до 50 тыс. грн. минимального порога, до которого тендеры могут проводиться вне ProZorro и без конкурентной процедуры. Согласно законопроекту, если закупка вписывается в коридор от 50 тыс. грн. и до 200 тыс. грн. для товаров и услуг и до 1,5 млн. грн. для работ (для монополистов 1 млн. грн. и 5 млн. грн. соответственно), в системе либо публикуется отчет о заключении договора с обязательным указанием, с кем он был заключен и на какую сумму, либо проводится допороговая закупка.

“И самое неприятное для заказчиков, что согласно законопроекту ответственными за организацию и проведение таких процедур (закупок от 50 до 200 тыс./1,5 млн. грн. – прим.ред.) теперь станут тендерные комитеты“, – уточняет Иванна Мельник, директор электронной площадки E-Tender.UA.

Конечно, остается вероятность, что заказчики и дальше буду дробить тендеры. Но одно дело “разбить“ закупку объемом 150 тыс. грн., и совсем другое – закупку на миллион.

Жалуемся осторожно

Другое новшество в том, что изменится оплата жалоб, которые подаются в АМКУ. На данный момент они не зависят от суммы тендера и составляют 5 тыс. грн. для товаров и услуг и 15 тыс. грн. для работ.

Законопроект № 8265 предлагает установить размер платы за подачу жалобы на уровне 1,5% ожидаемой стоимости предмета закупки, что может вылиться в суммы до 600 тыс. грн.

Впрочем, представители площадок-организаторов торгов считают, что пересмотр тарифа на обжалование отобьет у некоторых участников желание “потроллить“ конкурентов. Но бизнес, откровенно говоря, в шоке. По мнению Александра Соколовского, президента всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности Укрлегпром, рост стоимости обжалования неизбежно повлечет ограничение конкуренции недобросовестными заказчиками.

Правда, законопроект предполагает, что оплата жалоб будет проводиться только через электронную систему закупок. А в том случае, если АМКУ признает факт нарушений или заказчик добровольно эти нарушения устранит, плата за подачу жалобы возвращается. Тем не менее, риск того, что предприниматели будут попадать “на деньги“ из-за необъективных решений АМКУ, все равно существует.

Читай также: Александр Крамаренко: Украина™

“Вообще, ключевая проблема действующей процедуры – это безнаказанность, отсутствие реальной ответственности за нарушения, допущенные членами тендерного комитета. Процедура закупки была проведена с нарушениями, АМКУ отменил ее результаты – виновных нет, наказывать некого“, – настаивает Алексей Кот. 

Важно и то, что сроки рассмотрения таких жалоб сократятся с 15 до 10 дней, а в тот период, пока Антимонопольный будет выяснять, кто прав, кто виноват, заказчик не сможет обнародовать договор, принимать решение об отмене торгов, признавать их несостоявшимися или отменять переговорную процедуру закупки. То есть на еще одну лазейку для злоупотреблений станет меньше.

Помимо этого, согласно законопроекту участникам закупок дадут возможность исправлять ошибки, допущенные в тендерном предложении. На это выделяется 24 часа. Норма, по своей сути, позитивная, так как она не позволит отсекать предложения по формальным признакам.

Приватизация на подходе

С начала 2017 года активы банков-банкротов продаются через систему “ProZorro.Продажи“. За это время Фонд гарантирования вкладов физлиц реализовал активов более чем на 8 млрд. грн., что довольно неплохо (см. “Мнения участников процесса“). Например, за 2016 год ФГВФЛ продал активов всего лишь на 3 млрд. грн.

Кроме того, через “ProZorro.Продажи“ вот-вот должен быть запущен механизм малой приватизации. Напомним, что закон “О приватизации государственной и коммунальной собственности“, согласно которому объекты малой приватизации подлежат реализации на электронном аукционе, вступил в силу в марте 2018 года. Он, кстати, предусматривает, что по такой процедуре будут продаваться не только объекты государственной, но и коммунальной формы собственности. “Их продажа в электронной системе предусматривается в три этапа. Но основным и первым является классический аукцион на повышение цены со стартовой (балансовой) стоимостью. Если же на таком аукционе объект не будет реализован, далее за ним последуют еще два аукциона, на которых стартовая цена будет понижаться“, – объясняет Алина Близнюк, руководитель проекта “Электронные аукционы“ электронной площадки E-Tender.UA.

Для того чтобы приобрести имущественный комплекс, принадлежащий органу местного самоуправления, необходимо будет зарегистрироваться на площадке, подключенной к “ProZorro.Продажи“, подать заявку на участие в аукционе, внести гарантийный взнос, принять участие в аукционе и в случае победы – подписать протокол, внести оплату и заключить договор за продавцом.

Впрочем, и сейчас государственные предприятия продают в системе некоторое имущество. “В основном это вторичное сырье – металлолом, резина, отработанное масло. Результаты очень и очень достойные: рост цены во время электронного аукциона порой даже в 2 раза. Также мы наблюдаем активные торги по приобретению прав аренды. Основные арендодатели – Укрпочта и Национальная общественная телерадиокомпания Украины“, – приводит пример Анна Теселько, руководитель проекта “Публичные аукционы“ торговой площадки Zakupki.Prom.ua.

– Мнения участников процесса –

Иванна Мельник, директор электронной площадки E-Tender.UA

Одно из важных нововведений в госзакупках – это интеграция ProZorro с реестрами МОЗ. Чтобы определить предмет закупки, заказчики руководствуются Порядком Минэкономразвития №454 от 17 марта 2016 года. Предмет закупки они определяют по показателю третьей цифры национального классификатора Украины ДК 021: 2015 “Единый закупочный словарь“. А когда закупаются лекарственные средства, в скобках заказчики должны указать международное непатентованное название лекарственного средства (МНН). До интеграции с реестрами МОЗ госзаказчики вносили такие данные вручную, что приводило к ошибкам в названии предмета закупки, как случайным, так и преднамеренным. Да и описание предмета закупки с указанием МНН могло занимать несколько страниц. Интеграция позволила выбирать предмет закупки из выпадающего списка, а не вводить данные вручную. Такая функциональность устраняет ситуации с введением ошибочных названий, которые усложняли потенциальным поставщикам поиск тендеров. В результате на торгах уменьшалась конкуренция, и появлялось больше возможностей для выигрыша конкретного поставщика.

Елена Парфенюк, руководитель департамента госзакупок торговой площадки Zakupki.Prom.ua

Читай также: Грозит ли миру глобальный нефтяной дефицит

Глобальных изменений, которые бы существенно повлияли на проведение тендеров, в 2017-2018 годах не было. Но следует отметить, что в системе ProZorro появился новый тип процедуры – открытые торги по закупке энергосервиса (ЭСКО). ЭСКО-закупки позволят бюджетным структурам уменьшить энергопотребление, сэкономить средства на оплате коммунальных услуг и использовать их на другие важные проекты и потребности. Теперь государственные учреждения смогут через онлайн систему закупать услуги компаний, которые занимаются повышением энергоэффективности зданий. Также расширяется набор механизмов контроля. В частности, нормы закона №2265-VIII о совершенствовании системы мониторинга публичных закупок обязывают заказчиков реагировать на рекомендации и замечания Государственной аудиторской службы Украины. Технически это будет реализовано путем интеграции ProZorro с системой риск-индикаторов. Благодаря этому система будет автоматически искать сомнительные тендеры, выделять их и отправлять на проверку.

Сергей Сагун, заместитель руководителя проекта SmartTender.biz, руководитель проекта Smart Sales

Сегодня система “Prozorro.Продажи“ является единственным каналом продаж активов неплатежеспособных банков. Уже прошло 1,5 года работы системы, за это время реализовано активов на сумму свыше 8,24 млрд. грн.

Срок ликвидации многих банков закончится в 2019 году, поэтому Фонд гарантирования вкладов к этому сроку планирует завершить продажи большого числа активов. Чаще всего покупатели приобретают на таких торгах недвижимость, так как ее цена является очень привлекательной. И даже при повышении стоимости в процессе аукциона, зачастую стоимость все равно остается ниже рыночной.

Аукционы по продаже проблемных активов имеют спрос меньше, ввиду того, что не каждый рискует связываться с кредитными договорами и залоговым имуществом. Но снять риски и решить эту проблему возможно, если прибегнуть к услугам финансовых компаний.

Павел Харламов

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 9 от 17 мая 2018 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ №9 від 17 травня 2018 року українською мовою.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua