Участились случаи, когда на мобильный приходят SMS-сообщения приблизительно такого содержания: вы совершили покупку на несколько тысяч грн., оплачено вашей картой, покупка зарезервирована, справка по телефону... и номер. Что это такое, и как действовать в таких случаях?

Никита, Харьков

Читай также: ТОП-5: Как аферисты “наживаются“ на украинцах в обменниках

Такие SMS-сообщения и входящие звонки якобы из банка - это одна из распространенных схем телефонного мошенничества. Реагировать на них если и есть смысл, то только единственно верным образом - обратиться в банк ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по тому номеру телефона, который указан НА КАРТЕ. По указанным в SMS телефонам звонить не нужно, вступать в переговоры о входящих телефонных звонках “из банка“ тоже не нужно.

Такие сообщения и звонки получают даже люди, которые не являются клиентами банка, от имени которого якобы приходит SMS (или же в SMS может и вовсе не указываться банк).

Мошенники от имени банков массово рассылают SMS с тревожной темой сообщения, побуждающие граждан перезвонить на указанный в сообщении номер телефона. В ходе телефонного общения мошенники под видом банковских сотрудников выведывают у граждан реквизиты платежных карт, пароли доступа в интернет-банкинг, банковские SMS-коды и коды мобильных операторов, другую секретную информацию для удаленной идентификации клиента банком. И другую персональную информацию, которую используют для кражи денежных средств с банковских счетов граждан, предоставивших эту информацию, - объясняет Раиса Федоровская, руководитель ЕМА Academy при Ассоциации членов платежных систем Украины (ЕМА).

Мошенники рассчитывают на то, что сознательный клиент перезвонит по указанному номеру телефона, будучи уверенным, что звонит в свой банк.

Получив такое SMS-сообщение, главный совет - ни в коем случае не перезванивать по номерам телефонов, указанным в сообщении!, - предупреждает Мария Ботвиникова, начальник управления по операциям с платежными картами УкрСиббанка.

Читай также: Персональные данные миллиона клиентов банков “слили“ в интернет

Важно обратить внимание на номер телефона отправителя и название банка (если такое название там есть). Если получатель сообщения действительно является клиентом указанного банка, стоит перезвонить в официальный контакт-центр банка по номеру, указанному на обратной стороне платежной карты или на официальном сайте банка. 

Уточните статус карты, проверьте последние операции по карте и сообщите о получении подозрительного SMS-сообщения. Если клиент предполагает, что кто-то использует его конфиденциальную информацию, советуем немедленно блокировать карту самостоятельно в интернет-банкинге или через контакт-центр, - рекомендуют в пресс-службе Ощадбанка.

И напоминают, что сотрудники банка никогда не будут спрашивать такие данные по карте, как пин-код, защитный код CVV2/CVC2, кодовое слово, логин и пароль доступа в интернет-банкинг и пароли безопасности из SMS-сообщений от банка, которые используются для подтверждения операций в сети Интернет.

Если в сообщении нет названия банка, а просто информация о какой-то операции, для подтверждения которой просят перезвонить, можно сразу же обратиться к мобильному оператору, номер которого засветился в сообщении. И потребовать заблокировать такой номер. Сделать это можно в онлайн-чате в сети Facebook.

Для блокировки номеров телефонов, с которых рассылаются мошеннические SMS-сообщения, нужно обращаться к мобильным операторам, обслуживающим данные номера. Например, через форму обратной связи, онлайн-чат или телефоны поддержки. Можно переслать мобильному оператору текст SMS-сообщения или предоставить его фотокопию, - рассказала Раиса Федоровская.

Читай также: Рейтинг кредитных афер: Как мошенники “разводят“ украинцев

К сожалению, есть люди, которые попадаются на удочку мошенников, они звонят по указанному в SMS-сообщении номеру телефона. А затем сами разглашают все реквизиты карт. Если владелец карты после такого разговора с мошенниками осознал, что передал конфиденциальную информацию, нужно незамедлительно обратиться в банк и заблокировать свою платежную карту. Мария Ботвиникова советует перевыпустить карту и пользоваться уже новой. Также необходимо заблокировать доступ в интернет-банкинг и изменить логин и пароль для дальнейшего использования.

Если же мошенники успели снять деньги со счета, тогда в отделении банка необходимо оформить заявление о спорной операции по карте. Однако стоит помнить: банки на абсолютно законных основаниях отказываются возмещать ущерб от мошенничества, если клиент сам передал данные мошенникам. Так что никакой компенсации от банка не будет (это прописано и в правилах платежных систем). Придется писать заявление в киберполицию, регистрационный номер которого затем необходимо предоставить в банк. И уповать, что мошенников найдут.

Статья из Журнала “Деньги“ №12 от 27 июня 2019 года.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua. 

Оформить подписку через наш интернет-магазин.