Летом есть отличные шансы на укрепление гривны, однако ряд рисков, связанных с политическими явлениями и сложной ситуацией с валютным долгом страны, могут уже к сентябрю-октябрю покачнуть нацвалюту к уровню 28. А тут еще и МВФ предупреждает, что “все сложно“. Что и как влияет уже сейчас на валютный рынок, и каковы ключевые риски для гривны?

Читай также: Мировые инвесторы массово скупают гривну

С начала января 2019 года по 21 июня гривна на межбанковском валютном рынке укрепилась на 4,06%, а за период 1-18 июня - на 1,9%. 26,39 грн./долл. - хороший сигнал для бизнеса и экономики, который Национальный банк решил не игнорировать, а потому отважился на важный шаг в дальнейшей либерализации валютных правил. С 20 июня НБУ отменил обязательную продажу валюты бизнесом. До этого в стране действовало правило обязательной продажи 30% валютной выручки компаниями, занимающимися экспортом.

Норма, которая обязывает предпринимателей продавать 30% валютной выручки на межбанковском валютном рынке, перестанет действовать с 20 июня 2019 года. Поступления бизнеса, зачисленные на их распределительные счета в течение 19 июня, уже не подлежат обязательной продаже, - заявили в Нацбанке. По мнению НБУ, очередное валютное новшество не будет иметь негативных последствий для макрофинансовой стабильности.

По статистике последних лет, и когда норматив обязательной продажи валютных поступлений составлял 50%, и с 1 марта 2019 года, когда он был уменьшен до 30%, бизнес, в целом, продавал более 90% валюты, - напоминают в Национальном банке Украины.

Так что теперь компании-экспортеры самостоятельно вправе решать, какие суммы и когда им продавать на межбанковском рынке, да и вообще, продавать ли. И как этот и другие факторы могут отразиться на валютном курсе осенью-2019? Самым неожиданным образом.

Читай также: Что было с ценами на золото и котировками европейской валюты с 10 по 21 июня 2019 года

Например, та же отмена обязательной продажи валютной выручки. Продажа реально 90% валютной выручки, о чем упоминает НБУ, - это, на самом деле, признак того, что прибыль экспортеры аккумулируют за границей. В Украине не работает контроль ТЦО, то есть не действует уже более 6 лет существующее законодательство о контроле трансфертного ценообразования. Напомним, что недобросовестное трансфертное ценообразование - это когда, к примеру, компания-экспортер продает свой товар за рубеж не по рыночной цене первому попавшемуся покупателю, а реализует его собственной оффшорной фирме-прокладке по заниженной цене. А уже фирма-прокладка продает на открытом рынке по рыночной цене. Разницу кладут сразу на валютный счет за рубежом.

Поэтому с точки зрения объема прихода валюты в страну и с точки зрения темпов ее продажи не изменится почти ничего. Потому что обычно экспортер заводит в Украину ровно те суммы, которые нужны “на жизнь“ и плюс еще “пара долларов на прибыль“, чтобы налоговики не особо возмущались отсутствием налогооблагаемой прибыли у процветающей компании.

Но кое-что изменится. А именно: экспортеры смогут продавать определенный объем валюты (с марта 30% поступлений, раньше - 50% поступлений) в те моменты, когда курс гривны будет проседать, а в случае укрепления - придерживать продажу. То есть колебания курса гривны на межбанковском рынке могут оказаться более динамичными, чем до того. Но это слабо повлияет на динамику средневзвешенного за месяц курса. То есть колебания станут более резкими, но тренды будут те, что и должны быть при данной ситуации с платежным балансом страны - последовательная девальвация в среднесрочном периоде.

Читай также: Fitch Ratings: Прогноз среднегодового курса гривны

В июне НБУ приобрел у банков 237,8 млн. долл. (за 3-14 июня) в рамках интервенций по лучшему курсу и интервенций по единому курсу. За этот же период продаж валюты со стороны НБУ не было. При этом курс в июне покачнулся в сторону девальвации в начале месяца на волне сообщений о резком снижении объема международных резервов и прогнозов в связи нулевыми итогами приезда миссии МВФ в конце мая.

Также информация об исках экс-акционеров ПриватБанка к НБУ несколько прибавила негатива на рынке. И 4 июня гривна на межбанке упала до 27,23 грн./долл. Но уже с 5 июня и далее национальная валюта укреплялась, достигнув 18 июня отметки 26,39 грн./долл. После чего началась волна мягкой девальвации.

Причина укрепления - существенное снижение спроса со стороны импортеров, что характерно для летнего сезона в принципе. До начала отопительного сезона - четыре с лишним месяца, и объемы покупки снижаются. Периодические выходы на рынок компаний, которые приобретали валюту для выведения дивидендов, также слабо повлияли на общую картину. За 1-20 июня наибольший объем продажи валюты зафиксирован 6 июня - по данным НБУ, продажа валюты в этот день на межбанке составила 462,7 млн. долл. Далее объемы снижались, например, 14 июня объем продажи составил уже 310,8 млн. долл.

Фактор, который положительно скажется на гривне в 2019 году, - объем продажи валюты населением. Впрочем, превышение продажи над покупкой отмечено в январе, феврале и мае 2019 года, тогда как в марте и апреле население больше покупало валюту, чем продавало (см. график). По данным Нацбанка, в январе-мае продажа валюты населением банкам превысила покупку. Всего за пять месяцев 2019 года объем чистой продажи (за вычетом покупки) населением валюты банкам составил 71,2 млн. долл.

Читай также: Выборы и МВФ: Какого курса валют ждать летом

Можно ли сполна доверять данным НБУ относительно покупки-продажи валюты населением? Лишь отчасти. В том смысле, что тренд отражается верно, так как ограничений на покупку валюты уже давно нет. Но вот в абсолютных цифрах его данные действительности не соответствуют. Так как есть еще “черные“ менялы, которые работают в абсолютной тени и обслуживают крупных покупателей с гривнами сомнительного происхождения. Ну и есть такое явление как “серые“ менялы. Это - финансовые компании с валютными лицензиями, которые могут показывать лишь некоторую часть реального оборота - благодаря крышеванию их силовиками.

То, что НБУ в июне покупал валюту для резервов, не особенно отразилось на рынке, но и к росту резервов также не привело - запасы валюты у Нацбанка тают. С начала 2019 года резервы просели на 1,4 млрд. долл., или 6,7% - до 19,4 млрд. долл. на начало июня. Причем, произошло активное снижение именно в мае.

Причина снижения объема резервов банальна и понятна - правительству нужно выплачивать довольно большие суммы по погашению и обслуживанию внешнего долга. Например, в мае было выплачено 1,8 млрд. долл. по внешнему долгу в валюте, в том числе 446,5 млн. долл. - на обслуживание кредита МВФ и 1,28 млрд. долл. - на обслуживание и погашение еврооблигаций и ОВГЗ. В целом, по данным НБУ, за январь-май 2019-го в счет погашения валютных долгов было выплачено 5,718 млрд. долл. Напомним, в начале июня Минфин сообщил, что общая сумма выплат по внешнему госдолгу на 2019 год - 4,8 млрд. долл., а вместе с платежами по обслуживанию и погашению внутреннего госдолга сумма достигает 16,1 млрд. долл.

Гривна, осень, 28: Что и как влияет на валютный рынок / Коллаж: dengi.ua

На третий и четвертый кварталы 2019 года, согласно официальным данным Минфина, запланировано выплат по внешнему госдолгу на уровне 2,34 млрд. долл., по внутреннему - 4,54 млрд. долл. В министерстве также сообщили, что в 2020 году Украина выплатит по внешнему и внутреннему госдолгу 11,3 млрд. долл., в том числе сумма выплат по внешнему долгу - 6,34 млрд. долл.

Читай также: НБУ: В апреле-мае 2019 года украинцы купили больше валюты, чем продали

Пополнить резервы НБУ на 1 млрд. долл. мог бы транш МВФ, который планировался на май-июнь. Однако в первом полугодии 2019 года транша от Фонда не поступило. Политический кризис в результате роспуска Верховной Рады привел к тому, что правительство внезапно перешло в ранг “ИО“, а с исполняющими обязанности Фонд дела иметь не захотел. Поэтому визит в Киев миссии МВФ в конце мая остался безрезультатным. Представители МВФ покинули столицу, отметив, что миссия готова вернуться в Киев для продолжения дискуссий после парламентских выборов, как только новое правительство определит приоритеты своей политики.

А 13 июня представитель МВФ Джерри Райс на бриффинге в Вашингтоне также подтвердил, что Международный валютный фонд ожидает завершения парламентских выборов в Украине, чтобы продолжить переговоры о дальнейшем сотрудничестве со страной. Также он напомнил, что в мае в Киеве работала миссия МВФ, которая провела начальные дискуссии с новоизбранным президентом страны Владимиром Зеленским. Замглавы Администрации президента Алексей Гончарук сообщил, что в конце года может появиться новая программа с МВФ.

Мы сейчас действительно начали думать над новой программой с МВФ на 3−4 года, чтобы можно было запустить ее в конце года, если для этого появятся необходимые условия, - отметил Гончарук.

Новая программа в конце года? Это означает, что первый транш Украина получит не раньше января-февраля.

Позиция МВФ считывается сейчас как “начинаем переговоры заново и относительно новой программы“. Но председатель Национального банка Украины Яков Смолий полагает, что необходимо продолжить реализацию Украиной обязательств по действующей программе и одновременно начать переговоры с МВФ по новой программе уже в текущем, 2019 году. Также НБУ официально сообщил, что инициировать долгосрочную программу с МВФ нужно до завершения текущей программы stand by. 

Текущая программа заканчивается в начале следующего года. Учитывая, что Украине необходимо реализовать еще большой перечень реформ, а экономика остается довольно уязвимой к внешним рискам, Национальный банк считает целесообразным инициировать новую долгосрочную программу сотрудничества с МВФ, вероятно, еще до завершения текущей программы stand by, - отметили в Нацбанке.

Такое впечатление, что руководители НБУ плохо понимают тот английский, которым пользуется персонал МВФ. Но вернемся к политике, которая так повлияла на экономику в истории с оборвавшейся программой stand by.

Теперь все зависит от результатов на выборах в Верховную Раду, назначенных на 21 июля 2019 года. После формирования коалиции и правительства, что ожидается предположительно в сентябре, возможно начало сложных переговоров с МВФ. Сложных, потому что предыдущая программа по факту была провалена и невыполнением ряда требований, и по причине невнятной политической ситуации в стране.

Читай также: Где самые выгодные ставки по депозитам в иностранной валюте

В новой программе с фондом, вероятнее всего, снова всплывут старые вопросы, которые касаются судебной и земельной реформ, антикоррупционного законодательства и функционирования антикоррупционных органов и, конечно, стоимости газа для населения в новом отопительном сезоне-2019-20. Даже если предположить бодрое решение части упомянутых вопросов, новый транш поступит в Украину не ранее ноября-2019. Это наверняка произойдет не раньше, чем ВР проголосует за госбюджет-2020.

До этого времени правительству предстоит совершать выплаты по погашению и обслуживанию госдолга, в результате чего резервы Нацбанка просядут еще больше. Что, конечно, окажет дополнительное давление на валютный рынок, создавая предпосылки для девальвации.

Что касается поступлений от МВФ в 2020 и 2021 годах, то Национальный банк Украины ожидает в 2020 и 2021 годы привлечения по 2 млрд. долл. кредитов от МВФ. Также в НБУ прогнозируют поступление 3 млрд. долл. от размещения евробондов в 2020 году и 3,5 млрд. долл. - в 2021 году. А другие официальные внешние источники финансирования должны принести еще по 1 млрд. долл. в последующие два года.

В режиме паузы пока остается программа макрофинансовой помощи от ЕС - кредитной программы. Транш этого кредита на сумму 500 млн. евро Украина получит после возобновления сотрудничества с МВФ. Об этом в конце мая заявил генеральный директор директората Европейской комиссии по вопросам соседства и переговоров по расширению ЕС Кристиан Даниэльссон. Кроме того, для ЕС важно выполнение страной определенных условий этой программы - речь идет о законе, предусматривающем борьбу с отмыванием денег, законе об авторизированном экономическом операторе (АЭО), а также функционировании автоматической системы проверки е-деклараций, выполнении закона о рынке электроэнергии и принятии среднесрочного плана реформирования налоговой и таможенной служб.

Гривна, осень, 28: Что и как влияет на валютный рынок / Коллаж: dengi.ua

Читай также: Стоит ли покупать валюту: Что советуют аналитики

Понимая, что денег от МВФ не будет, Министерство финансов отважилось на выпуск еврооблигаций в евро. Выбор валюты размещения в Минфине объяснили желанием сбалансировать платежный баланс и валютные риски по государственному долгу и воспользоваться ситуацией более низких процентных ставок на рынках активов в евро. Иными словами - хотели получить более низкий процент по займу и взять его именно в евро, так как брали в долг ради погашения обязательств именно в евро. Минфин пояснил, что если в поступлениях по текущему счету платежного баланса доля евро в 2018 году составила 22,8%, то в выплатах доля евровалюты составляла 40,1%.

Среди иных причин названа диверсификация инвесторов и установление ценовых ориентиров для кривой доходности Украины в евро, так как последний выпуск еврооблигаций в этой валюте проводился 15 лет назад. Что касается выбора времени для размещения (за месяц до парламентских выборов), то в правительстве считают, что предвыборное время лучше с точки зрения снижения политической неопределенности после проведения президентских выборов и потому, что МВФ все же подтвердил принципиальную готовность продолжать сотрудничество с Украиной.

Гривна, осень, 28: Что и как влияет на валютный рынок / Коллаж: dengi.ua

13 июня появилась информация о прайсинге новых еврооблигаций объемом 1 млрд. евро с конечным сроком погашения 20 июня 2026-го . Ставка по свежим евробондам - 6,75% годовых, в евро, разумеется. В министерстве отметили, что спрос на бумаги составил 6 млрд. евро, а в итоге бумаги Минфина на 1 млрд. евро приобрели 212 инвестиционных фондов из 25 стран. Привлеченные средства будут направлены на финансирование дефицита бюджета.

Получение правительством миллиарда евро в условиях отсутствия других поступлений положительно отразилось на валютном рынке в июне. И, конечно, на ожиданиях инвесторов. 

Это размещение, скорее, является неким сигналом для инвесторов, открытием альтернативного шлюза, хоть и не очень дешевым, зато без дополнительных условий, - отметил директор казначейства Банка Кредит Днепр Олег Куринной. Банкир позитивно оценил доходность евробондов, поскольку начальная доходность бумаг составляла 7,12%, но на фоне спроса она была снижена до 6,75%.

По мнению главного экономиста Альфа-Банка Украина Алексея Блинова, поступления от последнего размещения еврооблигаций перекрывают более половины недостающих валютных ресурсов по рефинансированию государственного долга во втором полугодии 2019 года, что позволит стране пройти пиковый период платежей по внешним долгам в сентябре 2019 года (1,9 млрд. долл., включая 1,6 млрд. долл. платежей по прямому государственному долгу).

Таким образом, Украина сняла опасения относительно погашения и обслуживания валютных долгов в 2019 году и обеспечила себя ресурсом до возобновления практических переговоров с Международным валютным фондом после формирования нового правительства, - отметил эксперт.

В начале июня Кабмин принял Среднесрочную стратегию управления госдолгом Украины на 2019-2022 гг. Согласно документу, к концу 2021 года национальная валюта подешевеет до 30,5 грн./долл., а к концу 2022 года - до 30,7 грн./долл.

По данным стратегии, в среднем, за год курс гривны в 2019-м будет на уровне 27,4 грн./долл., в 2020-м - 28,2 грн./долл., в 2021 году - 29,4 грн./долл., в 2022-м - 30 грн./долл. В принципе - очень оптимистично. Эта курсовая кривая не будет реализована в случае, если на внешних рынках ощутимо снизятся цены на сырьевые товары. А МВФ и ряд других авторитетных структур об этом неустанно предупреждают (см. стр. 6).

В документе предполагают, что после замедления к 2019 году с 3,3% до 2,8% ВВП ускорит рост в 2020 году до 3,3%, в 2021 году - до 3,8% и в 2022 году - до 4,1%.

Читай также: Экономический прогноз: Что будет с гривной

Ну а объем госдолга в правительстве намерены снижать: говорят, что прямой госдолг Украины, составивший 52,3% ВВП на конец 2018 года, по итогам 2019 года будет снижен до 51,1% ВВП, а к 2022 году - до 42,4% ВВП.

Впрочем, вся эта стратегия может оказаться далекой от реальности, ведь осенью Украину ждет формирование нового правительства, новые сюрпризы от Верховной Рады и в принципе новая стратегия (и новые долги). А полученного в июне 2019 года миллиарда евро вряд ли достаточно для покрытия всех нужд правительства, не говоря уже о том, что международные резервы НБУ требуют пополнения накануне громадных выплат 2020 и 2021 годов.

Как уже было сказано, под вопросом и объемы поступления валютной выручки на фоне неблагоприятных прогнозов погоды для украинских аграриев, а также из-за возможного ухудшения ценовой конъюнктуры для украинской металлургии. Невнятное функционирование запланированного к внедрению в июле 2019 года энергорынка тоже может внести свои коррективы. Все это не создает слишком оптимистичных ожиданий для валютного рынка в сентябре-октябре 2019 года, когда возможны всплески курсовой кривой до 27,5-28,5 грн./долл., а то и выше. Так что ждем осени.  

Наталия Богута

Статья из Журнала “Деньги“ №12 от 27 июня 2019 года.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua. 

Оформить подписку через наш интернет-магазин.