Министр финансов в украинском Кабмине – это больше чем министр. Это, прежде всего, смотрящий за тем, как используется поток иностранной финансовой помощи и кредитов. Это переговорщик со старыми кредиторами. Это некий гарант разумного госбюджета и государственных расходов. Это реформатор, который должен привести в порядок налоговую систему. Так должно быть.

Наталия Яресько справлялась с первыми двумя функциями вполне толково. С третьей функцией – примерно на троечку. С четвертой справиться не смогла. О причинах говорить можно долго. Наиболее явно видны две: неумение подбирать заместителей на ключевые направления, а также самонадеянность, которая вылилась, помимо прочего, в нежелание вести диалог с представителями налогоплательщиков.

Есть надежда, что Иван Миклош извлечет правильные уроки из опыта своей предшественницы. Тем более, что по поводу его перехода из статуса советника министра в статус министра имеются просто-таки грандиозные ожидания. Главное из этих ожиданий – воспроизведение в Украине «словацкого чуда».

Словацкое вроде чудо

Немного о словацком чуде и карьере Ивана Миклоша. Как видим на графике, экономика Словакии во время и после нахождения Миклоша на высоких постах особыми успехами похвастать не может. Рост экономики (и ее спад) происходил в точности, просто-таки синхронно с экономиками соседних стран. То есть когда глобальные причины-факторы опускали эти «лодки», Словакия ныряла, когда поднимали – словацкая экономика начинала расти.

То есть он не мешал экономике расти – и на том спасибо. В итоге его усилий страна получила уровень налоговых изъятий из ВВП на четверть больше, чем в среднем у соседей по Евросоюзу (таблица).

Налоговое давление*

Дания 24,5%

Ирландия 25,9%

Швейцария 28,8%

Словения 31,0%

Британия 32%

Латвия 35,9%

Польша 40,3%

ЕС, EFTA** 40,6%

Литва 42,6%

Венгрия 48,4%

Эстония 49,4%

Чехия 50,4%

Словакия 51,2%

Австрия 51,7%

Беларусь 51,8%

Украина 52,2%

* – % изъятия ВВП через госбюджет и соцфонды, источник - WB.

** – зона ЕС, в среднем

И не опередила по уровню ВВП на душу населения ни одного из соседей, кто был до сих пор впереди по данному показателю. Но и не отстала, что все же хорошо.

Идеи не наши

Миклош считает наиболее успешными реформы в следующих переходных экономиках (согласно его заявлению во время лекции весной 2015 года): Польша, Словакия, страны Балтии. По поводу стран Балтии – есть большой вопрос ввиду оттока населения оттуда и деиндустриализации (во всех смыслах, включая рынок услуг) этих стран. Польша – да, вполне успешна. А Словакия? В Словении дела однозначно лучше. Да и в Чехии – тоже (см. график).

«Словацкое чудо» и его соседи

Он называет иллюзией идею о том, что налоговую реформу можно сделать быстро. Можно подумать, у страны есть время тянуть с ней дальше.

Он считает, что неизбежна так называемая трансформационная рецессия. Но даже в РФ в свое время снижение ставок сопровождалось практически немедленным ростом доходов бюджета. И при той глубине кризиса, что мы сейчас наблюдаем, любые рациональные действия приводят к улучшению ситуации.

Он уверен, что окончательный вариант налоговой политики должны верстать исключительно министерство финансов и министр финансов – так как, якобы, несут за это полную ответственность. Что, конечно же, неверно.  Министр и министерство финансов – исполнители, реализующие ту налоговую политику, которую предлагает парламент в рамках утвержденного им госбюджета. Ну и конфликт интересов не забудем – минфин заточен под достижение сиюминутных целей, его не интересуют ни экономический рост (зона ответственности минэкономразвития), ни стабильность денег (зона ответственности НБУ).

Миклош считает, что налоговая реформа, по крайней мере, в течение первого года должна быть «фискально нейтральной», то есть не приводить к снижению налогового давления. Осенью 2015 года он категорически настаивал на том, что уменьшение ставок приведет к разбалансированию бюджета из-за снижения поступлений. Но первые месяцы 2016 года перечеркнули прогнозы раскрученного реформатора: идет превышение доходов бюджета над планом.

Он предлагает сокращать число и ставки прямых налогов, но наращивать налоги косвенные, а также налоги на недвижимость. Косвенные – это НДС и акцизы, прежде всего. К косвенным также можно отнести и всякие отечественные налоговые изобретения вроде спецсборов с обмена валюты, мобильной связи, а также военного сбора. 

Налоги, бюджет, курс

Коалиционное правительство еще не утверждено, но Иван Миклош резко усилил свою публичную активность – на апрель запланированы его выступления в Киеве и Харькове. Наверняка он будет презентовать свою программу. Но мы-то помним: в продавливавшейся Натальей Яресько налоговой реформе-2015 (она, к счастью, не прошла Раду) видны идеи Миклоша: рост ставок, ликвидация льготных режимов, рост роли косвенных налогов.

Так что Украине, скорее всего, будет предложена «реформа Яресько-Макеевой» версии 2.0. Со всеми вытекающими последствиями – возвращением на траекторию падения ВВП и т.п. Дальше все будет зависеть от того, сумеют ли Миклошу объяснить в Раде, что ликвидации МСБ в Украине допускать нельзя, что Украина имеет свои национальные интересы, не всегда совпадающие с интересами транснациональных корпораций и внешних кредиторов.

В общем, по части налогов Миклошу либо придется играть в интересах украинской экономики, либо признать свою неспособность решать сложные и масштабные задачи. Потому что: а) Украина почти вдесятеро больше Словакии по населению и площади; б) Украина обороняется от внешней агрессии.

По части политики госрасходов можно было бы ожидать от Ивана Миклоша весьма радикальных мер, вроде продолжения ревизии соцфондов (спасибо за этот проект Наталии Яресько, хотя жаль, что так поздно начали). Также он может оказаться сильным союзником Минэкономразвития по части реформы госзакупок – и, как следствия, сокращения расходов.

В отношении проблемы госдолга на ближайшие два года у Миклоша задач, по сути, нет, кроме возможных судебных споров по поводу российского «займа Януковича» на 3 млрд. долларов.

В отношении влияния политики Минфина на курс – есть шанс, что Миклош будет часто говорить слово «нет» по поводу финансирования госкорпораций и других поводов для эмиссии гривны. Причем намного чаще, чем это позволяла себе делать Яресько, все-таки довольно плотно инкорпорированная в украинскую политическую тусовку.

В любом случае, прежний опыт Миклоша не гарантирует успеха. Результат может быть получен лишь в результате выхода за рамки привычных подходов, при помощи местных союзников, благодаря привлечению отечественных и иностранных экспертов с адекватным нынешним проблемам опытом.

Семеро смелых

Несмотря на то что Кабинет Министров Арсения Яценюка до сих пор «у руля», список кандидатов в новое правительство уже почти готов. Все они обещают радикальные реформы и грозятся поднять украинскую экономику с колен.

Основной претендент на должность премьера – нынешний спикер парламента Александр Гройсман. В экономический блок Гройсман готов забрать Александра Шлапака. Должность первого вице-премьера и министра экономразвития предлагали также главе Администрации Президента Борису Ложкину, но, говорят, он отказался.

Главный претендент на кресло министра финансов, а это ключевая позиция в Кабмине – словак Иван Миклош (см. выше).

Одним из кандидатов в минаагрополитики является Тарас Кутовой, который всячески поддерживает развитие малого фермерства. А министром юстиции, с большой вероятностью, останется Павел Петренко. У него еще масса работы в части реструктуризации министерства, а также содействия дерегуляции бизнеса.  

Возможные кандидаты в экономический блок нового правительства

Кандидаты в правительство

Должность, на которую прочат

Послужной список

Каких действий ожидаем

Владимир Гройсман

премьер-министр

бывший мэр Винницы, экс вице-премьер по ЖКХ и регионстрою,

с ноября 2014 г - спикер ВР

реформы, для экономического роста; «очистка» от коррупции и перестройка системы госуправления; повышение соцстандартов

Александр Шлапак

первый вице-премьер-министр, министр экономразвития и торговли

министр экономики Украины, министр финансов в 2014 г

расширение экспорта в с ЕС и на другие альтернативные РФ рынки; повышение эффективности госпредприятий; ускорение приватизации; внедрение электронных закупок и дерегуляция бизнеса

Иван Миклош

министр финансов

министр финансов, вице-премьер Словакии

радикальная налоговая реформа, стимулирующая экономический рост, сокращение госрасходов; сокращение внешних долгов

Тарас Кутовой

министр аграрной политики

депутат УДАРа, с 2012 г - предсовета ВОО «Союз Спасения Села»

упрощение доступа украинских аграриев на внешние рынки; стимулирование фермерства; запуск рынка земли

Павел Петренко

министр юстиции

депутат от «Батькивщины», с февраля 2014 - министр юстиции

реструктуризация Минюста; публичный доступ к информации; упрощение регистрационных процедур

Карьера Ивана Миклоша (Словакия)

1990 г. – советник вице-премьер-министра по экономреформам

1990–1991 – директор деп. Экономполитики, аппарат правительства

1991–1992 – министр приватизации

1997–1998 – член набсовета фонда госимущества

1998–2002 – вице-премьер-министр по эк. вопросам

2002–2006 – вице-премьер-министр и министр финансов

2006–2010 – член нацсовета

2010–2012 – министр финансов

 

Крамаренко Александр, Павел Харламов