В Украине увеличили лимиты выплат по ОСАГО и внедрили новые коэффициенты, которые помогут сэкономить. Хватит ли стандартного полиса в случае ДТП, или лучше купить дополнительную защиту, и как меняется в 2019 году цена страховки? 

Об этом сообщают Деньги.ua.

Читай также: НБУ застрахует своих сотрудников на 90 млн грн

Распоряжение Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины о повышении лимитов по ОСАГО на 30% вступило в силу 21 сентября. Теперь за вред, причиненный имуществу потерпевших, максимальные выплаты по ОСАГО повышаются со 100 тыс. грн. до 130 тыс. грн., а за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших в ДТП, – с 200 тыс. грн. до 260 тыс. грн. По мнению комиссии, новые лимиты обеспечат более надежную страховую защиту пострадавшим в ДТП. Изменения коснулись и стоимости полисов. Компании уже сообщили о повышении цен на автогражданку.

На долгожданный, но все еще недостаточный рост лимитов рынок отреагировал, в среднем, 10-процентным ростом стоимости полиса, – сообщила Марина Авдеева, управляющий акционер страховой компании “Арсенал Страхование“.

К слову, по данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, за январь–август 2019 года средняя стоимость полиса ОСАГО в Украине выросла на 7% – до 604 грн.

Читай также: Укрзализныця или Busfor: Риски, привилегии и компенсация

Также теперь страховые будут использовать более широкий диапазон коэффициентов, с помощью которых стоимость полиса может как вырасти, так и уменьшиться. На тариф будет влиять место регистрации и проживания владельца автомобиля, а не регистрация авто. Тогда как ранее ключевым являлось место регистрации автомобиля, а не место регистрации его владельца. Больше всего от этого выигрывают жители сел и небольших городов – цена страхования для них снизится на 30%.

Водители электромобилей теперь могут получить скидку – 10%. А вот владельцам автомобилей с иностранной регистрацией придется платить за страховку в несколько раз больше. Теперь для евроавто разрешается применять любой коэффициент в диапазоне 5–10, а не 4, как раньше, – рассказывает Александр Мельничук, руководитель отдела внешних связей АСК “ИНГО Украина“.

Хорошая новость и для клиентов, предпочитающих покупать страховки онлайн, – при онлайн-покупке полиса компании смогут использовать понижающий коэффициент до 0,9. Покупая страховку дистанционно, клиенты смогут сэкономить до 10%.

Читай также: Рейтинг страховых компаний-2019

В новом распоряжении также предусмотрено использование системы бонус-малус – когда стоимость полиса растет, если человек много нарушает и водит плохо, а за безаварийную езду компании, наоборот, снижают цену. Но, по словам Марины Авдеевой, на практике правило не работает – нет механизма, а именно работающей центральной базы данных, доступной всем страховщикам.

В будущем мы намерены учитывать страховую историю клиентов при заключении договора ОСАГО, то есть уровень убыточности текущего договора повлияет на стоимость страховки в следующем году для конкретного клиента. Мы будем поощрять клиентов за безаварийную эксплуатацию автомобилей, – говорит Марина Авдеева.

  • Электронные бонусы

Все компании, которые имеют право продавать полисы, в том числе электронные, получают лицензию от МТСБУ. В октябре-2019 таких компаний 48. Но в ТОП-10 страховых компаний, продающих ОСАГО, входят ТАС, Оранта, Ю. Ес. Ай., Вусо, ПЗУ Украина, Уника, Арсенал Страхование, ARX (бывшая АХА Страхование), Инго Украина и Универсальная. По данным МТСБУ, на ТОП-10 приходится 60% собранных премий и 57,7% произведенных выплат. Отметим, что в 2019 году существенно возросло число тех, кто продает электронные полисы: уже свыше трех десятков компаний предлагают оформить полис онлайн. Наибольшее количество е-полисов покупают у таких компаний, как ПЗУ Украина и ВУСО.

Читай также: Где выгодней всего покупать авто

Кстати, уже можно не только купить полис в Интернете, но и пользоваться им исключительно в электронном виде – это правило действует с конца 2018 года. Ранее полис выдавался страховой компанией, а далее информация о нем передавалась в МТСБУ, и автовладелец мог получать подтверждение о действительности полиса ОСАГО от трех дней до месяца. Сейчас все происходит в режиме реального времени.

Надлежащим подтверждением действия электронного договора ОСАГО является наличие информации о нем в Единой централизованной базе данных МТСБУ (https://policy-web.mtsbu.ua/), – рассказывают в СК “ПЗУ Украина“. Выписка полиса происходит напрямую в МТСБУ, что позволяет контролировать его наличие онлайн и клиентам, и полиции.

Электронный документ имеет такую же подлинность, как бумажный. Наличие на таком документе печати и подписи уполномоченного лица страховой компании не является обязательным. А его оформление и покупка упрощает жизнь и водителям, и страховым компаниям, которые могут экономить на персонале, офисах и бланках. Ведь все действия происходят онлайн.

Больше не нужно никаких бумаг, достаточно иметь при себе номер полиса, который приходит в sms-сообщении. Кроме того, полис у автовладельца есть в электронном виде, при желании его можно распечатать, – объясняет Марина Авдеева.

Читай также: Возможна ли страховая выплата за утонувшее из-за дождей авто

И даже это необязательно, ведь Правилами дорожного движения предусмотрено, что водитель может подтвердить наличие полиса ОСАГО, предъявив полицейскому визуальную форму полиса на электронном носителе (смартфоне или планшете).

  • А если напрямую?

Проект, который призван упростить жизнь автовладельцам, – прямое урегулирование убытков. Но, увы, пока такой способ не получил должного развития. А идея была хороша. Прямое урегулирование – это возможность пострадавшего обратиться за выплатой при ДТП в ту страховую компанию, где водитель покупал свою автогражданку. Благодаря взаимозачетам между компаниями-участниками средний срок урегулирования убытков при прямом урегулировании существенно ниже, чем в целом по общей системе ОСАГО.

Если в классической системе средний срок урегулирования составляет 78 дней, то по системе прямого урегулирования мы выплачиваем, в среднем, за 44 дня. Проблем с расчетами нет – все администрирует МТСБУ в рамках расчетных сессий. Поэтому мы довольны работой системы, – говорит Александр Мельничук.

По словам страховщиков, система – рабочая и показывает хорошие результаты.

Отклонения между фактическими выплатами и полученными по взаиморасчету – всего 2%. Завышений по выплатам нет, чего так боятся страховщики, практика показывает, что средняя выплата по классике даже выше, чем по прямому урегулированию, – говорит Марина Авдеева.

Читай также: Как выгодно застраховать квартиру или дом

Несмотря на все положительные отзывы, за последнее время систему покинули несколько компаний – лидеров рынка, в частности, Оранта, Провидна и АСКА. После ухода этих компаний объемы возмещений, проходящих через систему, несколько сократились. Тем не менее, по данным СК ARX каждый месяц через систему прямого урегулирования компенсируется порядка 500–600 ущербов. На данный момент в проекте остаются 15 страховых компаний – лидеров рынка, портфели которых в совокупности составляют более 30% рынка. Полный перечень таких компаний всегда можно найти на сайте МТСБУ.

Учитывая, что всего на рынке 48 страховщиков, которые заключают договоры ОСАГО, прямое урегулирование работает не в полную силу. Поскольку в проекте до сих пор участвуют не все страховщики, по-прежнему основной нюанс заключается в том, что, в случае наступления страхового случая, пострадавшему нужно выяснять, участвуют ли страховые компании, чьи полисы купили участники ДТП, в системе прямого урегулирования, – подчеркивают в ПЗУ Украина.

Если одна из компаний не поддерживает этот проект, то пострадавшей стороне приходится использовать классическую схему возмещения убытков – через компанию виновника ДТП.

  • Купить добровольно

И страховые компании, и водители считают, что даже новой суммы лимитов недостаточно, чтобы покрыть убытки от крупного ДТП. Хотя по статистике МТСБУ, случаев ДТП, где ущерб превышал лимиты ответственности, не слишком много. Но ведь никто не застрахован от столкновения с новеньким автомобилем люкс-класса. Поэтому нынешнее изменение лимитов далеко не последнее. Планируется, что в 2020 году страховые выплаты приблизят к европейскому уровню – лимит по ремонту авто увеличат до 500 тыс. грн., а за ущерб здоровью или жизни выплаты возрастут до 1 млн. грн. Но поскольку закон вступит в силу только в 2020 году, до этого момента страховщики для дополнительной защиты предлагают оформлять ДГО (добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Это – единственный способ увеличить лимит страхового возмещения.

Читай также: Сколько стоит страховка для украинского туриста

Сегодня практически в каждой страховой вместе с полисом ОСАГО можно приобрести дополнительный договор, который увеличивает лимиты по основному полису от 100 тыс. грн. до 1 млн. грн. Чтобы купить ДГО, нужно указать номер уже действующего полиса ОСАГО. К нему, за дополнительную плату, страховщик оформит еще один документ, который расширит страховой лимит. При этом его цена, как правило, значительно ниже стоимости самого полиса ОСАГО – от 150–180 грн. Оформляется полис, как и ОСАГО, на один год.

Как рассказал Александр Мельничук из АСК “Инго Украина“, в программе добровольной автогражданки нет ограничений относительно типов транспортных средств и категорий страховщиков (физическое/юридическое лицо).

В случае наступления страхового случая клиент самостоятельно определяет, в какой пропорции будет распределена сумма между убытком по здоровью и жизни и по имуществу третьих лиц. Если в течение года убытков не было, стоимость договора на следующий период не увеличивается, – подчеркивает Мельничук.

Читай также: Сколько стоит страхование жилья в 2018 году

Стоимость полиса определяется исключительно по категории транспортного средства и по размеру страховой суммы. Она не зависит от места регистрации владельца ТС и не меняется при заключении договора лицами, которые относятся к льготным категориям граждан и имеют льготы при заключении договора ОСАГО.

Страховка действует очень просто. Если возникает страховой случай, и по вине водителя повреждена дорогая машина, ремонт которой превышает страховой лимит ОСАГО, недостающие средства выплачиваются за счет дополнительной автогражданки.

Франшиз в ДГО нет – ОСАГО, первоначальный страховой продукт в этой связке, и является по сути франшизой, – отмечает Марина Авдеева.

Читай также: Автогражданка - в смартфоне: Как оформить ОСАГО онлайн

И вот что интересно: добровольное страхование помогает виновнику ДТП избежать выплат по искам со стороны страховщика, который продал полис КАСКО пострадавшему владельцу дорогого авто. Разумеется, если виновник не нарушал правила, был трезвым и т. п.  

Светлана Слесарук


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook 

Смотри также - Как правильно выбрать страховку для авто