Среди законопроектов, принятых Верховной Радой в начале июня, наиболее значимым стал документ №3524. Он закладывает основы для проведения в Украине судебной реформы. За соответствующие изменения в Конституцию проголосовали 335 депутатов. Закон отменяет абсолютный иммунитет для судей. Да, судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им решение. Но его привлекут, если он совершил дисциплинарный проступок или преступление. То есть за действия, не связанные с профдеятельностью, судья понесет ответственность на общих основаниях. Также предусматривается, что в рамках реформы вместо Высшего совета юстиции будет создан Высший совет правосудия (ВСП), а судьи будут назначаться бессрочно, без испытательного срока. При этом минимальный возрастной порог для судей составляет теперь 30 лет (ранее было 25 лет), а стаж трудового опыта в области права должен быть не менее 5 лет (ранее было 3 года). Кроме того, все судьи пройдут полную переаттестацию.
Фактически появилась возможность перезагрузить судейский корпус. "Однако судьи станут еще более контролируемыми Президентом. Именно он будет вносить в Верховную Раду проект закона о создании ликвидации судов, назначать судей, проводить с ними собеседование после назначения и даже подписывать удостоверения", – приводит пример Виктор Мороз, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex.
Также судьи будут вынуждены подавать имущественные декларации (даже в отношении своих родственников), и так называемые декларации добросовестности. "Но подтвердить достоверность этих данных крайне сложно, равно как и дать им объективную оценку, что приведет к явным перекосам при назначении и увольнении судей", – считает Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании Кравец и Партнеры.
Кроме того, судебная система находится под угрозой коллапса, поскольку на формирование нового судейского корпуса потребуется немало времени. "На сегодня уже огромное количество вакантных должностей. И кто сможет их заполнить – большой вопрос", – поясняет Ростислав Кравец.
Что немаловажно, представители Венецианской комиссии (консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы) уже выразили обеспокоенность, что Президент получил неограниченные права по назначению судей, а также возможность единолично ликвидировать, реорганизовывать суды. Хотя в Западной Европе, к примеру, этими полномочиями обладает парламент.
"Поэтому сфера правосудия требует более радикальных и новаторских реформ. Нужно дать возможность судиться в украинских судах по принципу работы международных коммерческих арбитражей. Когда стороны могут самостоятельно формировать состав суда, привлекать национальных и иностранных специалистов для разрешения их спора, оплачивая им надлежащий гонорар, и таким образом обезопасив себя от неправосудных решений", – резюмирует Игорь Опадчий, адвокат, партнер юрфирмы U&G Partners.
Основные законопроекты, рассмотренные Верховной Радой с 31 мая по 3 июня 2016 года
№ документа | Суть изменений/нововведений | Статус |
№4482 о мобилизации | Родственники погибших участников АТО освобождаются от мобилизации. | принят в целом |
№2763 об отмене госрегистрации иностранных инвестиций | Отмена обязательной госрегистрации инвестиций и ее замена уведомительным порядком | принят в целом |
№4294 о национальной полиции | Полиция получила полномочия на проведение полноценной оперативно-розыскной деятельности | принят в целом |
№4542 о налогообложении пенсий | Отмена налогообложения пенсий как для работающих, так и неработающих пенсионеров | принят в целом |
№2507 об исполнительном производстве | Формирование института частных исполнителей судебных решений (иски в сфере бизнеса) и Единого реестра должников | принят в целом |
№4373 об ответственности за нарушения ПДД | Штраф за пьяную езду повышается с 200 до 600 НМД (10,2 тыс. грн.). За повторное 1200 НМД (20,4 тыс. грн.), за третье – 2400 НМД (40,8 тыс. грн.) и лишение прав на 10 лет. | принят в первом чтении |
№4484 о регистрации лекарственных средств | Импортные лекарства будут регистрироваться по централизованной процедуре в течение 17 дней | принят в целом |
№3524 о правосудии | Старт судебной реформы, и обеспечение политической независимости судебной власти | принят в целом |
Павел Харламов