По мнению отраслевых экспертов, объем рынка независимых автокомпонентов (то есть – автокомпонентов, которые продаются под торговыми марками независимых производителей – Ред.) в Украине составляет более 1 млрд евро. Примерно половину товаров этой группы ввозят на таможенную территорию Украины как контрабанду и "серый" импорт. Развиваться легальным импортерам и торговле в таких условиях просто не возможно. Честный бизнес не может конкурировать с контрабандой. Цена на растаможенные импортируемые товары бывает в два раза больше, чем на товары, которые завозят нелегально.

Последствия? Инвестиции не могут прийти на рынок, который наполовину состоит из нелегально ввозимых товаров. Потребители товаров не могут гарантированно получать качественные автокомпоненты, что не только не удовлетворяет существующий спрос, но и угрожает безопасности на дорогах.
Но нашествие контрабанды – это еще далеко не все. И вот это "не все" является системной проблемой для экономики Украины в целом.

26 мая, во время проведения выставки Автотехсервис, ассоциация импортеров и дистрибьюторов "АИДА" провела круглый стол: Диалог с властью. На событии присутствовали народные депутаты Верховной Рады Геннадий Кривошея и Александр Опанасенко, владельцы, руководители ведущих дистрибьюторов автозапчастей, представители поставщиков.

Основными вопросами в дискуссии были несовершенное законодательство о правах интеллектуальной собственности, так называемый патентный "троллинг", а также влияние контрабанды, контрафактной продукции на качество обслуживания автомобилистов и безопасность на дорогах страны.

О влиянии контрабанды – дальше ожидаем реакции правительства Украины, преодоление коррупции на таможнях.

Но и с патентным троллингом (злонамеренное манипулирование законодательством о защите авторских прав) не меньше проблем на рынке автозапчастей в Украине, чем с контрабандой.
Патентный троллинг был изобретен в США, а опыт американских компаний сегодня хорошо используется украинским тролинг-"бизнесом". Патентными "троллями" являются компании, которые ничем не занимаются, кроме "патентного шантажа". Они не производят ни одного товара, только открывают патенты, чтобы в будущем инициировать судебные процессы о запрете производства запатентованного товара или оплаты (безосновательного) роялти в свою пользу.

Такая деятельность имеет целью лишь сдирание средств с легальных производителей, импортеров и торговли. Декларативное патентование негативно влияет на производство товаров. Инвесторы не могут защитить собственные патенты, не хотят в такой среде развивать производственные мощности в пределах территории Украины. Поэтому, на рынок автокомпонентов патентный троллинг имеет большое негативное влияние. Большинство компаний занимаются импортом и дистрибуцией, тогда как для экономики страны важно развивать производство.

Действующее законодательство Украины предусматривает получение двух видов патентов под ответственность заявителя. Это патент на полезную модель и патент на промышленный образец. Для получения патента необходимо лишь составить заявку и оплатить все сборы, предусмотренные законодательством Украины. Сведения, расшифровки технических решений или дизайна таких объектов интеллектуальной собственности не проверяется. Абсурдными выглядят патенты на колесо, обычные вешалки, дизайн Ipad ....

За круглым столом обсуждались проблемы, с которыми живут украинские импортеры и дистрибьюторы автозапчастей. Депутаты Верховной Рады Украины выслушали участников рынка и высказали предложения по решению проблемы манипулирования авторскими правами.

Чтобы решить вопрос в законодательстве об авторском праве, было предложено упростить процедуру обжалования прав на такие декларативные патенты. Депутаты Верховной Рады Украины поддержали инициативу ассоциация импортеров и дистрибьюторов "АИДА", и проявили желание законодательно помочь в нерешенных вопросах авторского права в Украине. Однако проблема патентного троллинга на самом деле является глобальной для Украины, поэтому рассчитываю, что к ее решению присоединятся другие отраслевые ассоциации.