Опасения по поводу того, что изменения в Налоговый кодекс не будут приняты до конца 2016 года, - безосновательны. Работа над поправками и правда затянулась, но мы полностью укладываемся в график, и парламент в любом случае рассмотрит налоговый законопроект во втором чтении.
Читай также: Верховная Рада приняла закон о повышении акцизов и ренты
Следует отметить, что проект изменений в НКУ, утвержденный Кабмином в конце октября, в результате доработки изменился незначительно. Это глобальный документ, в котором важно было учесть максимум предложений от всех заинтересованных сторон. Именно поэтому мы потратили немало времени на проработку поправок, на разъяснения и дискуссии. Хотя нашлись некоторые депутаты, которые уже после внесения всех изменений подошли ко мне и сказали, что у них есть пожелания ко второму чтению. Но это люди, которые не просто не работали с нами все эти месяцы. Они даже в глаза этот законопроект не видели. И думаю, когда они его все-таки прочтут, у них вообще не будет претензий.
Что касается сути поправок, самый важный и в то же время сложный вопрос - это блокировка НДС-накладных. Мы выписывали соответствующие разделы и нормы несколько раз, потратив на это около месяца. Мы хотели, чтобы интересы бизнеса не были ущемлены. При этом каждый депутат, который присоединялся к работе, обязательно видел свою интерпретацию этого блока в Налоговом кодексе. И несмотря ни на что, я соглашалась - даже если людей смущали два слова, мы проговаривали и тщательно объясняли все изменения. Потому что нам нужна консолидированная позиция. А так как среди всех положительных норм, а их в предложенных проектах большая часть, есть такие, которые воспринимаются бизнесом тяжело, мы подходили к инициативе по блокировке накладных максимально аккуратно, чтобы не создавать проблемы для добросовестных налогоплательщиков. И я считаю, что у нас это получилось.
Читай также: Рада облегчила налоговую нагрузку для украинского бизнеса
А после прохождения законопроектов в парламенте я готова дать абсолютно детальные пояснения ко всем нормам, которые будут приняты. Чтобы бизнес понимал, что мы впервые меняем взаимоотношение налогоплательщиков и ГФС. Я имею в виду автоматизацию и прозрачность всех процессов администрирования.
Второй существенный этап - это налог на выведенный капитал, по имплементации которого я заручилась поддержкой и пониманием Министерства финансов. Поэтому в течение первого квартала 2017 года мы наработаем текст соответствующего раздела НКУ и обязательно внесем его в Верховную Раду с тем, чтобы до конца первого полугодия принять эти изменения, которые вступят в силу с 1 января 2018 года.
Что касается пересмотра ставок налога на доходы физлиц и единого соцвзноса, то тут что-либо прогнозировать пока сложно. Сперва необходимо осуществить все шаги, которые связаны с применением новых правил администрирования. Мы должны показать, что у нас есть дополнительный ресурс либерализации администрирования и по НДС, и по НДФЛ. И тогда у меня будет полное право обсуждать снижение ставок. Это же касается пересмотра и отмены налоговых льгот, которые возможны только после комплексных реформ, в том числе в сфере здравоохранения и в системе образования. В НКУ действительно столько норм, которыми я даже не знаю, кто пользуется и в какой мере. Но это уже будет третий этап изменений.
Читай также: Веский стимул для упрощенцев: Есть ли альтернатива единому налогу
Кстати, совершенно не исключаю, что когда мы будем прорабатывать вопрос о налоге на выведенный капитал, то затронем и упрощенную систему налогообложения. Некоторые платежи «единщиков» так или иначе будут приравниваться к выведенному капиталу. Я ни в коем случае не утаиваю эту информацию. И очень хочется, чтобы все понимали, какой большой шаг мы делаем, и чтобы нашу позицию поддержали.
Нужно проводить и “нулевое декларирование“. С этим мнением соглашаются, кстати, многие общественные организации, которые даже просят наш законопроект для своих наработок. Это не может не радовать, и я надеюсь, что по данному вопросу мы продолжим работать в тесном сотрудничестве с экспертами. Главная сложность, доказать депутатам пользу этой идеи, так как многие народные избранники не восприняли одноразовое декларирование, посчитав его коррупционной схемой. Но не стоит забывать, что данная инициатива была не требованием депутатов, и не авторов законопроекта, а общественности.
Нина Южанина