Несмотря на мораторий, фискалы по-прежнему находят лазейки для проверок. Прежде всего, если мы говорим о проверках при возмещении НДС. В целом, на мой взгляд, условия ведения бизнеса ухудшились. На фоне падающей экономики, сумасшедшей инфляции 2015–2016 годов и "благодаря" системе депонирования НДС из бизнеса изъяты порядка 12 млрд. грн. Это официальные данные, размещенные на сайте Госказначейства.
Читай также: Гройсман поручил Насирову создать реестр возмещения НДС
К примеру, неснижаемые остатки на НДС-счетах предприятий по состоянию на 1 сентября 2016 года составили 5,7 млрд грн, а "картотека", задолженность компаний по НДС, на уровне 6,4 млрд грн. При этом плательщики так и не получили прозрачную систему возмещения НДС. Невзирая на требования Налогового кодекса, Государственная фискальная служба не публикует реестры, а само возмещение не проводится в хронологическом порядке. Ощущается давление и от веденной системы электронного администрирования реализации топлива, и от расширения базы обложения "розничным" акцизом.
В отношении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, мы видим некоторый позитивный эффект от повышения ставки НДФЛ на фоне снижения ставки единого соцвзноса. Конечно, поступления в бюджет несколько сократились, но фискалы отмечают, что фактические поступления по ЕСВ уменьшились только на 25% по сравнению с аналогичными периодами 2015 года в результате детенизации зарплат. Хотя, как по мне, дело не в детенизации, а просто в их повышении. Все-таки бизнес старается идти в ногу с теми темпами инфляции, которые мы сегодня переживаем, и пересматривать уровень оплаты труда.
Читай также: Как обжаловать налоговые уведомления - юрист
В то же время практика выплат в "конвертах" и нарушения трудового законодательства так и остается. Люди попросту не хотят официально трудоустраиваться. Или же умышленно требуют минимальную зарплату. Прежде всего для того, чтобы получить жилищную субсидию. При этом большая часть их дохода все равно выплачивается неофициально. Только вот работодатель не всегда понимает, что это может повлечь для него серьезные проблемы.
Представьте строительную компанию, где сотрудники не оформлены официально. И эту компанию нанимает девелопер для строительства бизнес-центра. Когда к нему приходит проверка, фискалы не признают налоговый кредит по НДС от такой строительной компании, а операции с ней отмечают как "с признаками фиктивности", оперируя тем, что у нее отсутствуют необходимые для этого человеческие ресурсы.
Читай также: Давят, крутят, выжимают: Как налоговики проверяют бизнес
Не меньшая проблема – это минимизация зарплат путем оформления сотрудников как СПД. Согласно данным от ГФС по количеству единщиков и КВЭДов, по которым они работают без наемных работников, оказалось, что самое большое их количество во второй группе, которая платит, по сути, фиксированный налог 8-9 тыс грн в год при обороте до 1,5 млн грн. Через таких предпринимателей перепродают товар, используя их как оптовых посредников и перекладывая на единщика основную торговую наценку.
Например, некая компания импортировала что-то за 100 долларов, за 101 доллар официально продала СПД-шнику, а тот от себя – за 200 долларов. Импортер платит НДС со всей суммы, прибыль платит с одного доллара, а дальше с наценки в 100 долларов, которая остается у СПД-шника, не платится ничего. Лишь фиксированный налог в сумме 8000–9000 гривен в год.
Второе место по таким махинациям занимает сфера услуг. Например, в компаниях, которые занимаются международными перевозками, почти все услуги предоставляются через СПД. Также злоупотребляют компании в сфере переработки, сельского хозяйства, обналичивая таким образом со своих спецсчетов деньги.
Читай также: Теневые зарплаты: ГФС выявила нарушения у 60% работодателей
Очень часто идут нападки на отрасли, которые в принципе активно используют "упрощенку". Их постоянно подозревают в конвертации, минимизации базы налогообложения. Взять, к примеру, IT-сферу и консалтинг. IT-специалисты действительно повально сидят на третьей группе единого налога. Таких предпринимателей очень много, и в год через них проходят десятки миллиардов гривен. Но в данном случае о злоупотреблениях говорить не очень уместно, так как именно "упрощенка" удерживает IT-отрасль на плаву, позволяет ей развиваться. И за нее нам нужно бороться, не допуская профессиональной миграции и сохраняя действующий механизм налогообложения. А вот насчет консалтинга можно и нужно дискутировать. Даже я, как представитель этой профессии, считаю, что мы способны платить больше 5% с оборота. Например, 7% и даже 10%.
Ольга Богданова