Давно не было налоговой реформы? Ну что же, дождались. Еще больше кассовых аппаратов, новые штрафы за неуплату налогов, воскрешение налоговой милиции и поголовное декларирование доходов. И это еще даже не реформа. Главное произойдет где-то через год, когда Верховная Рада в очередной раз возьмется перекраивать упрощенку.
Об этом сообщают Деньги.ua.
Налоговые новеллы Верховной Рады заставили налогоплательщиков напрячься. Даниил Гетманцев, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, месяц назад заявил, что депутаты подготовили более 20 законопроектов с поправками в налоговую систему.
Читай также: Зеленский должен подписать законопроект об электронных чеках
Но, к сожалению, в тех законопроектах, которые принял парламент (а некоторые из них даже подписал президент), и тех, что ждут своей очереди, очень мало о либерализации и упрощении администрирования. Гораздо больше – о росте налогового давления и о закручивании фискальных гаек. Предприниматели уже получили от депутатов подарок в виде кассовых аппаратов. А налогоплательщикам-физлицам всерьез грозят механизмом косвенного контроля доходов (по расходам).
Кроме того, и Гетманцев, и премьер-министр Алексей Гончарук сообщили, что в 2020 году стартует налоговая реформа, которая за два года изменит налоговую систему Украины до неузнаваемости.
- РРО? Пожалуйста!
Ключевое из того, что принято, – это, конечно же, законопроекты № 1053-1 и № 1073. Их основная идея – тотальная фискализация малого бизнеса. До 1 октября 2020 года РРО по-прежнему будут применять предприниматели на едином налоге, чей годовой оборот превышает 1 млн. грн.
Читай также: Стало известно, можно ли подделать чек в РРО
Исключение составляют СПД, торгующие технически сложными товарами, подлежащими гарантийному ремонту, и предприниматели, которые продают лекарственные средства, изделия медицинского назначения и предоставляют услуги в сфере здравоохранения. Их обяжут установить кассовые аппараты прямо сейчас, независимо от объема годовой выручки.
С 1 октября 2020 года к ним примкнут предприниматели, торгующие ювелирными изделиями и драгоценными камнями, подержанными товарами, текстилем, деталями и комплектующими для транспортных средств, а также рестораны, кафе и рестораны быстрого обслуживания, турагентства и туроператоры, гостиницы. С января 2021 года РРО будут использовать все СПД 2–4-й группы, кроме тех, кто получает деньги за товары или услуги исключительно в безналичной форме.
Еще законопроекты № 1053-1 и № 1073 вводят так называемый кэшбек. Это – право покупателя получить компенсацию стоимости купленных им товаров или полученных услуг, если предприниматель не выдал фискальный чек.
В ходе обсуждения законопроектов правки, которые предусматривали смягчение некоторых норм, практически не были учтены. Депутаты лишь согласились в качестве реверанса увеличить годовой оборот СПД 2-й группы ЕН с 1,5 до 2,5 млн. грн., поднять минимальный порог кэшбека со 100 до 850 грн. (то есть если предприниматель продал без чека что-либо даже на 849 грн., пожаловаться на него нельзя) и временно смягчить штрафы за непроведение операций через РРО. До 1 октября 2020 года вместо 100% стоимости проданных товаров или услуг за первое нарушение и 150% – за второе нарушение будет применяться штраф в размере 10% и 50% суммы покупки соответственно.
Читай также: “Напишите жалобу на бабушку и получите +2 кг картошки“: Дорошенко рассказал о РРО
Пока законопроекты не подписаны президентом Владимиром Зеленским. И формально остается шанс на то, что президент вернет их в Раду с замечаниями. А 23 сентября 2019 года представители партии “Европейская солидарность“ зарегистрировали постановления об отмене законопроектов № 1053-1 и №1073-1, что временно заблокировало их подписание. Но 3 октября парламент эти постановления рассмотрел и отклонил.
- Милиция возвращается
Не очень приятной новостью для бизнеса стало постановление № 846, которое 25 сентября 2019 года принял Кабинет Министров. Оно продлевает полномочия налоговой милиции до момента создания новой структуры – Бюро финрасследований, которое придет на смену налоговикам в погонах. В частности, в тексте постановления сказано, что налоговая милиция имеет право “…осуществлять контроль соблюдения налогового законодательства, выполнять оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранную функции“.
В парламенте в течение августа-сентября было зарегистрировано три законопроекта о создании Бюро финансовых расследований. 2 октября рада приняла один из них (№ 1208-2) в первом чтении. Но если вспомнить, что идея о новом демилитаризованном органе, который будет заниматься расследованием налоговых преступлений, витает года три, то временный возврат налоговой милиции может превратиться в восстановление ее навсегда.
Читай также: Кабмин продлил полномочия налоговой милиции
Кстати, экс-секретарь СНБО Александр Данилюк еще в начале 2018 года, будучи на тот момент министром финансов, заявил, что налоговая милиция уже больше года существует вне закона, и ее никак не удается ликвидировать.
С законопроектом № 1080 (принят во втором чтении и подписан президентом), который отменяет уголовную ответственность за фиктивное предпринимательство, тоже оказалось не все так гладко. Его оборотная сторона – увеличение штрафов за неуплату налогов. Согласно поправкам в статью 212 Уголовного кодекса, значительным размером неуплаченных налогов и сборов теперь считается сумма в размере 2,9 млн. грн. (была – 961 тыс. грн.), вот только минимальный штраф за неуплату вырос с 17 до 51 тыс. грн. Неуплата налогов в крупном размере – это 4,8 млн. грн. (было 2,9 млн. грн.), но теперь минимальный штраф – 85 тыс. грн. вместо 34 тыс. грн.
- Вместе удобнее
Приняты и подписаны президентом законопроекты № 1057 и № 1072, которые с 1 января 2021 года вводят новую объединенную отчетность по единому соцвзносу (ЕСВ) и налогу на доходы физических лиц. Пока это – два разных отчета.
В Министерстве финансов объяснили, что предприниматели на общей системе и физлица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, будут подавать отчет по ЕСВ в составе годовой налоговой декларации.
Для физических лиц – плательщиков единого налога предусмотрена подача отчетности по ЕСВ в составе налоговой декларации плательщика единого налога, – говорится в сообщении пресс-службы Минфина.
Читай также: Как получить кэшбэк за жалобу на продавца
За основу приняты законопроекты № 1049 и № 1051 о введении единого счета для уплаты налогов, сборов и единого соцвзноса (кроме НДС, акцизного налога с реализации топлива и этилового спирта). По желанию налогоплательщик сможет открыть единый счет в Госказначействе через электронный кабинет. Что важно, обращение взыскания и наложение ареста на денежные средства на таком счету запрещено.
Закон вступает в силу с 1 января 2020 года. Сами счета начнут функционировать после того, как будет разработано соответствующее программное обеспечение. Но не позднее 1 июля 2020-го.
В целом принят законопроект № 1048 об авторизованных экономических операторах. Авторизованный экономический оператор – это компания, которая может получить право на упрощенный режим таможенного оформления. Главное условие, чтобы к предприятию ни у налоговой, ни у таможни не было претензий.
Президент уже подписал законопроект № 1082 о режиме совместного транзита и введении национальной электронной транзитной системы. Суть его в том, что Украина сможет присоединиться к системе общего транзита с Евросоюзом и некоторыми другими странами с использованием новой компьютеризированной транзитной системы (New Computerised Transit System, NCTS). Это, в свою очередь, ускорит таможенные процедуры и упростит транзит грузов.
“Этот законопроект предусматривает функционирование электронной системы в тестовом режиме. Мы планируем, что она будет работать около года, после чего ее протестируют европейские партнеры“, – рассказал Даниил Гетманцев, презентуя законопроект в парламенте.
Читай также: “Денег и взяток – побольше“: Что приняла Рада
- На скорую руку
Неоднозначную реакцию бизнеса вызвал законопроект № 1210, который содержит внушительный перечень изменений в части налогового администрирования. Его депутаты пока не рассмотрели. Но документ внесен в парламент как неотложный.
Что предлагают? Увеличить штрафы за нарушение сроков регистрации налоговых накладных, даже по необлагаемым и льготным операциям (в этом случае штраф будет 1020 грн.); вводится налогообложение курсовых разниц и НДС для экспортных операций на сумму превышения себестоимости над ценой продажи; из Налогового кодекса исключается норма о личной ответственности инспекторов за необоснованные доначисления по налогам и сборам.
Кроме того, законопроект № 1210 содержит положения об администрировании контролируемых иностранных компаний (КИК). КИК – любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, контролерами которого являются физические или юридические лица – нерезиденты Украины. При этом в числе лиц, которые владеют долями в КИК, могут быть и граждане Украины.
В случае непредоставления ежегодного отчета о деятельности КИК, лицо-контролер должно уплатить штраф 1000 размеров минимальной зарплаты за каждый такой факт, то есть без малого 5 млн. грн.! Если лицо-контролер не сообщит в месячный срок ГФС о приобретении или отчуждении доли в КИК, оно будет вынуждено заплатить штраф в размере 500 минимальных зарплат.
“Наиболее спорное положение – норма об обязанности налогоплательщика обеспечить возможность налоговиков проводить опросы работников и должностных лиц КИК, в том числе посредством видеосвязи. Кажется, что данный пункт нарушает конституционные права гражданина“, – считает Влада Борох, юрист практики корпоративного права юридической фирмы Totum.
Читай также: Налог на недвижимость: Нужно ли платить
- Обнуляемся по полной
Налогоплательщикам-физлицам грозит нулевое декларирование. В Верховной Раде в начале сентября появилось два законопроекта практически одинакового содержания. № 1232, инициированный Даниилом Гетманцевым, и № 1183, разработчиком и инициатором которого выступили представители партии “Европейская солидарность“.
Любой налогоплательщик будет иметь возможность подать декларацию о доходах и имущественном состоянии и отобразить в ней все свои сбережения и ценности, которые у него есть.
Декларированию будут подлежать валютные ценности, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, объекты незавершенного строительства, доли в капитале юридических лиц, другие имущественные и нематериальные активы, как в Украине, так и за рубежом, – рассказывает один из авторов законопроекта № 1183, депутат от ЕС Нина Южанина.
После подачи деклараций нужно будет единоразово заплатить налог на доходы. В законопроекте № 1183 стандартная ставка налога составит 9% для дохода, который налогоплательщик определил самостоятельно. Если налогоплательщик разместит задекларированные средства в государственном банке хотя бы на 12 месяцев или купит на них гособлигации, он заплатит 5% налога.
Читай также: Что обещает правительство сделать за 5 лет
В законопроекте № 1232 к незадекларированным доходам, валютным ценностям, размещенным на банковских счетах на срок от года, движимому и недвижимому имуществу, ценным бумагам, долям в капитале юридических лиц, имущественным правам на объекты интеллектуальной собственности и к финансовым инструментам будет применяться ставка в размере 5%.
С денежных средств, которые не внесены на банковский счет, взыщут 10%. А если на задекларированные средства купить облигации внутреннего государственного займа, выпущенные Национальным банком, можно будет обойтись 2,5% налога.
При неподаче декларации государство допускает, что у налогоплательщика все равно могут быть сокрытые доходы и сбережения на энную сумму. В законопроекте № 1183 это – 1 млн. грн., в законопроекте № 1232 – 300 тыс. грн.
Оба законопроекта гарантируют отсутствие санкций за нераскрытие источников происхождения доходов и активов. Но налоговые органы все равно смогут проводить проверки, требовать дополнительные, помимо декларации, документы.
Авторы законопроекта № 1183 предложили внедрить с 1 мая 2021 года контроль расходов путем их сравнения с расходами налогоплательщика. Под такой контроль попадут доходы, которые превышают 150 тыс. грн. за каждый приобретенный неделимый актив. Информацию о крупных покупках налоговики будут собирать раз в год и сверять с доходами налогоплательщика. Если расходы превысят доходы на десять минимальных зарплат (в 2019 году это – около 42 тыс. грн.), придется объяснять, откуда деньги. Иначе с суммы превышения удержат НДФЛ по ставке 18% и 1,5% военного сбора.
Читай также: Депутаты Верховной Рады приняли программу Кабмина
- Реформа на подходе
В действительности то, что происходит с налогами сейчас, – это так, разминка. Именно за налоговую реформу Верховная Рада возьмется весной 2020 года. Гетманцев говорит, что сначала будет малая реформа. Она коснется налогообложения физлиц. Нулевое декларирование – это один из этапов. Также депутаты планируют расширить применение налоговой скидки и ввести посемейное декларирование доходов. Это когда семья декларирует совокупный доход, и если среди членов семьи есть иждивенцы или льготники, сумма налогооблагаемого дохода уменьшается.
Обещают депутаты вернуться к налогу на выведенный капитал, заново обсудить все с бизнесом и таки найти компенсаторы, которые перекроют недопоступления в госбюджет после внедрения НнВК. Кроме того, займутся депутаты и администрированием НДС. Его обещают упростить.
В 2021 году, как заявил Алексей Гончарук, начнется второй этап налоговой реформы. И на этом этапе изменения ждут предпринимателей-упрощенцев. Одним словом, упрощенка и этой власти не дает покоя. Правда, Гончарук заверил, что мелких предпринимателей не тронут, а будут бороться именно с крупными оптимизаторами, которые используют единый налог для минимизации и ухода от налогообложения.
Павел Харламов
Напомним, почему законопроект о легализации игорного бизнеса может стать проблемой.
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook
Смотри также - Налоговая амнистия. Все о чем боялись спросить