«Основные проблемы тендеров - поставки конкурентами товара низкого качества, и отсутствие механизма контроля качества. При этом зачастую тендерная документация прописывается под конкретных исполнителей, а компании, дающие лучшие ценовые предложения, отклоняются по формальным критериям»
Наша компания – новичок на рынке госзакупок. Но у нас уже есть опыт участия в торгах как через ProZorro, так и по старой системе – в тендерах по закупке плодоовощной продукции Департаментом образования КГГА, районными управлениями образования Киева, а также КП «Зенит» (школы Деснянского района) в период с декабря 2015 по февраль 2016. И этим опытом очень хотелось бы поделиться.
С какими сложностями мы столкнулись в ходе тендеров? Это поставки конкурентами товара низкого качества (зачастую – пресловутый «3-й сорт – не брак»), как сложившаяся норма, отсутствие четких качественных критериев со стороны заказчиков, отсутствие механизма контроля качества поставляемой продукции в принципе. Более того, в наличии такого механизма не заинтересованы как заведующие дошкольных учебных заведений (ДУЗ), так и отдельные нерадивые и/или коррумпированные сотрудники районных управлений образования.
Еще одна проблема – высокая цена относительно качества поставляемого товара «на входе» – за счет создания неконкурентных условий для «не своих» поставщиков, а также отсутствие четких правил, регулирующих возможности повышения цены в процессе выполнения поставок в течение календарного года.
Ну и, конечно же, неконкурентная среда, созданная по принципу «своим – всё, чужим – документация тендерных торгов (ДКТ)». Например, для некоторых участников есть определенные районы, где с регулярностью побеждают только они и, как вариант, их фирмы-сателлиты. Очень часто ДКТ прописывается под конкретных исполнителей, в то время как компании, дающие лучшие ценовые предложения, отклоняются по формальным критериям. Зато «свои» участники безосновательно подымают цены в процессе поставок, что дает им возможность изначально выставить низкий ценник на входе.
Предтечей этих проблем – одной из – является отсутствие четко сформулированных целей и, соответственно, механизмов их достижения. Хотя такой целью могло бы быть обеспечение заказчика (его подшефных учреждений) ритмичными поставками качественного товара, что достигается путем отбора опытных и репутационно сильных потенциальных поставщиков. Целью могла бы стать также экономия бюджетных средств за счет широкого выбора ценовых предложений среди действительно широкого круга действительно квалифицированных участников.
Исходя из принципа: «Критикуя – предлагай», мы видим следующее решение. ДКТ и договор создается на уровне города, для всех районов единообразно, применительно к категориям предметов закупки; центр принятия решения по формулировкам ДКТ и договоров – КГГА, равно как и контроль качества (но надо учесть механизм предотвращения коррупции на новом уровне контроля).
Также необходимо перейти к практике пост-квалификации, и при наличии лучшего ценового предложения, но определенного недостатка на документальном уровне, обязать в рамках ДКТ заказчика требовать разъяснения от участника. И, в случае получения необходимых документов, квалифицировать как победителя.
При этом распорядителю денежных средств – районным управлениям образования – нужно позволять повышать цены поставщикам исключительно при росте индекса потребительских цен (с учетом среза стоимости на аналогичную продукцию в торговых сетях), и только в пропорциональном такому повышению размере. А любые другие повышения воспринимать как проявление коррупции.
Поэтому с оглядкой на происходящее, ProZorro – безусловно колоссальный шаг вперед. В частности, по сравнению с существующей системой закупок, она избавляет от необходимости тратить кучу ресурсов, в том числе временных, на подготовку вороха по сути никому ненужных – на этапе торгов – документов, переводя диалог о документах на уровень последующих общений заказчика только с победителем тендера. Но вместе с тем, описанные проблемы должны быть решены вне зависимости от типа торгов. Электронные они или нет.