Налоговая система Эстонии отличалась от систем своих соседей одной незаметной деталью - там отсутствовал налог на прибыль. Точнее, он там был, но взымался только с той части прибыли, которая распределялась. И если собственники предприятий не выводили прибыль из оборота, а продолжали ее накапливать или реинвестировать в свое предприятие - налог на прибыль они не платили. Об этом сообщает uainfo.org

Читай также: Налог на выведенный капитал: чего ожидать украинцам

Результат отсутствия налога на прибыль не заставил себя ждать - и рост ВВП, и рост притока инвестиций в Эстонии оказались более значительными, чем у Литвы, Латвии, и Грузии. Сейчас в бизнес-среде и парламентах Латвии и Литвы обсуждается вопрос о переходе к такой же системе обложения прибыли, а в Грузии такая система уже заработала с 1 января 2017 года.

В Украине же в 2015 году группа авторов законопроекта 3357 во главе с Ниной Южаниной предложили перенять эстонский опыт и отказаться от самого дискреционного налога - налога на прибыль. Для этого группа экспертов даже выезжала в Эстонию для оценки реалистичности применения такого же способа привлечения инвестиций в Украине. К сожалению, в 2015 году провести налоговую реформу так и не удалось, законопроект 3357 не был даже поставлен на голосование.

Читай также: Как налог на выведенный капитал поможет экономике Украины - эксперты

В 2016 году новый министр финансов Александр Данилюк взял за основу налоговой реформы текст законопроекта 3357, но идея трансформации налога на прибыль была отложена на год. Благодаря усилиям активистов, депутатов, головы Комитета ВР по налоговой политике Южаниной на Национальным советом реформ было принято решение делать этот прогрессивный шаг с 1 января 2018 года.

Все это время авторы не сидели сложив руки - Татьяна Шевцова и Александр Шемяткин доработали идею трансформации налога на прибыль в налог на выведенный капитал. Поскольку в Украине главным препятствием для развития предпринимательства является коррупция в налоговых органах, было важно новыми правилами не только привлечь новые инвестиции, но и защитить существующий бизнес от проверок.

Читай также: Павел Себастьянович: Экономическая дискуссия окончена

Поэтому в заключительной версии проекта закона было исключено само понятие “прибыль“. Собственники теперь будут сами решать, выводить капитал или нет, какую часть капитала выводить, и это решение никак не привязано к действительному финансовому результату. Таким образом у налоговой службы отнимается основной рычаг воздействия на предпринимателя - проверять финансовый результат и ставить под сомнение обоснованность тех или иных затрат.

Ранее в Минфине высказали мнение, что политика, которой придерживается Государственная фискальная служба, сдерживает экономический рост страны.

Смотри также - Обзор основных изменений Налогового кодекса в Украине в 2017 году: