Что происходит в сегменте лайф-страхования в 2019 году

По данным Национальной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг, компании по страхованию жизни в 2018 году собрали 3,9 млрд. грн. валовых премий (+34,1%)
Что происходит в сегменте лайф-страхования в 2019 году
depositphotos.com

Страхование жизни все еще остается аутсайдером среди финансовых услуг для населения. И хотя по итогам 2018 года заметен прирост его объемов, динамика слишком слабая, а законодательство в этой сфере нуждается в доработке. “Деньги“ выяснили, что происходит в сегменте лайф-страхования в 2019 году. 

Читай также: НБУ: Яков Смолий продолжит работу при новоизбранном президенте

2019 год стал довольно успешным для работающих в Украине компаний по страхованию жизни. По данным Национальной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг, компании по страхованию жизни в 2018 году собрали 3,9 млрд. грн. валовых премий (+34,1%). Для сравнения - годом ранее прирост составил всего 5,7%. В течение 2018-го количество застрахованных увеличилось на 9,7% - до 4,474 млн., 97,1% платежей получено от физических лиц, 2,9% - от юридических лиц.

Прирост страховых премий произошел как за счет заключения новых договоров страхования жизни, так и за счет увеличения среднегодового размера страхового платежа по накопительным договорам. По оценкам опрошенных “Деньгами“ специалистов, он вырос, в среднем, с 5-6 тыс. до 8-9 тыс. грн. По-прежнему лидерами продаж являются классические накопительные программы - пенсионные, накопление на срок и детские накопительные программы (56% в общем страховом портфеле). Кроме того, стабильный прирост собранных премий по накопительным договорам страхования жизни шел за счет снижения количества расторгнутых договоров. Сократился на 20-25% и размер выплат по выкупным суммам (выплата, связанная с досрочным расторжением договоров страхования жизни. - Ред.).

Читай также: Что будет с гривной в 2019 году - прогноз

С апреля 2018 года вступило в силу распоряжение Нацкомфинуслуг, обязующее страховые компании сообщать клиенту при заключении договора страхования жизни размер выкупной суммы и объем, в котором она гарантируется. Ранее компании далеко не всегда сообщали своим клиентам, какой может быть размер выкупной суммы. При этом потребители в случае расторжения договорных отношений со страховщиком нередко оставались недовольными размером выкупной суммы и обращались с исками в суд.

В целом, в 2018 году лайфовые страховые выплатили своим клиентам 704,9 млн. грн., что на 26,7% больше, чем в предыдущем. При этом количество лайфовых страховых компаний в Украине продолжает сокращаться - на рынке всего 30 компаний (в 2017 году - 33). Также продолжает увеличиваться концентрация рынка. Сейчас на первые 10 страховых компаний по итогам 2018 года приходится 96,9% страховых премий, а на первые 20 - 100% страховых премий. То есть можно говорить о том, что десяток компаний функционируют исключительно на бумаге и рано или поздно покинут рынок.

Читай также: Бизнес сможет выводить за рубеж дивиденды на сумму до 12 миллионов евро в месяц - НБУ

По оценкам представителей страховых компаний, сегодня в Украине уровень охвата населения услугами лайф-страхования составляет не более 3-4%, что в разы меньше, чем средний показатель по рынкам Центральной и Восточной Европы. Уровень проникновения страхования жизни в ВВП Украины также гораздо ниже, чем в Польше, Чехии, Словении и Венгрии. В Украине этот показатель составляет всего 0,1% ВВП, а в соседней Польше - 3% ВВП.

Компании стараются привлекать новых клиентов за счет развития ненакопительного сегмента страховок. Например, активно предлагаются программы по защите здоровья от критических заболеваний, от несчастного случая. При этом все чаще идет акцент на качестве услуг. Например, в рамках программ компании обеспечивают дополнительную диагностику и лечение за рубежом с внушительной страховой суммой (от 500 тыс. евро и выше). Такие программы предлагаются как через собственных агентов и независимых финансовых посредников, так и через банковские каналы, в первую очередь, через интернет-банкинг.

Что касается накопительных программ, то этот финансовый инструмент все еще остается аутсайдером среди других финансовых услуг для населения. Граждане предпочитают инвестировать в депозиты и недвижимость. В Украине полисы накопительного страхования жизни есть приблизительно у 5% граждан, тогда как в западных странах с развитым финансовым рынком охват составляет 80% населения. Что же удерживает украинцев от покупки лайфовых страховых программ?

Во-первых, банальное отсутствие накоплений и прогнозируемого дохода. Во-вторых, далеко не все готовы к тому, что думать о своей старости и о создании финансовой подушки на случай проблем со здоровьем необходимо заранее, не ожидая помощи от государства. В-третьих, слабая информированность граждан о накопительном страховании. И, конечно, многое нужно дорабатывать в законодательной базе, регулирующей рынок страхования жизни.

Читай также: Украина рискует не получить транш МВФ в 2019 году - JP Morgan

Страховые компании крайне редко публикуют данные о полученном инвестдоходе за предыдущий год. Закон обязывает их гарантировать клиентам доходность в размере не более 4%. Все, что компании удалось заработать сверх этой суммы, считается негарантированным бонусом. Но клиент зачастую не может получить информацию о реальной доходности компании. На словах многие обещают 15-20% инвестиционного дохода. Но проверить и подтвердить это не всегда может даже реальный клиент страховщика, ведь у него нет полной информации о собственном счете. По закону компания должна сообщать клиенту о финансовом результате инвестирования не реже раза в год или в течение 30 дней после его письменного запроса. Узнать, какой инвестдоход заработала компания, не будучи ее клиентом, вообще нельзя. Поэтому “золотые горы“ могут оказаться обыкновенной маркетинговой уловкой. Если внести изменения в законодательство, то можно приоткрыть завесу над инвестдоходом компаний, что весьма полезно как потенциальным, так и реальным клиентам.

Еще один законодательный вопрос - это отсутствие каких-либо гарантий получения накопленного. Во всем мире считается, что лайфовые страховые - это очень надежные компании. Но это не касается украинских реалий, где за последние три года с рынка внезапно ушли (вместе с деньгами клиентов, конечно же) сразу 8 довольно крупных страховых компаний (среди них - “Оранта-Жизнь“, “Украинская страховая группа “Жизнь“, “Экко“ и “Гарант-Лайф“). В 2018 году была предпринята попытка гарантировать лайфовые страховые выплаты посредством участия компаний в банковском Фонде гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ). В Верховной Раде даже был зарегистрирован законопроект, обязывающий лайфовые компании отчислять процент от полученных платежей в Фонд. Но пока проект не нашел поддержки у депутатов. Для начала парламент должен принять так называемый закон о сплите (законопроект № 2413а. - Ред.), возможно, после этого наступит время урегулирования и гарантирования клиентам лайф-страховых.

Читай также: Комитет по монетарной политике назвал риски для банковской системы Украины

В выборку для рейтинга вошло лишь 8 компаний. Основные требования к участникам рейтинга - высокая доля клиентов-физлиц (выше 90%), а также серьезный срок работы на рынке - не менее 10 лет. Также учитывался тот факт, что компания работает с накопительным страхованием жизни, а не только страхует жизнь банковских заемщиков. Объем активов и привлеченных премий тоже учитывался. Итак, в рейтинг не попали такие компании как “АХА Страхование Жизни“ и “Инго Жизнь“ по причине невысокого объема договоров накопительного страхования жизни с физлицами, а также компания “Граве Украина Страхование Жизни“, поскольку нет информации о количестве застрахованных граждан и заключенных договоров. “Деньги“ оценивали компании по страхованию жизни по пяти ключевым показателям. В основе рейтинга важный коэффициент - покрытие резервов собственным капиталом с весовой долей в рейтинге 0,2. Также важна динамика резервов вместе с ростом или падением премий. Оба показателя говорят о том, насколько эффективно компания ведет бизнес, привлекает новых клиентов и увеличивает ресурсную базу. Их вес - 0,15 и 0,1 соответственно. Четвертым индикатором стало соотношение выкупных сумм и премий. Оптимальным считается, если результат не превышает 5%. Если значительно больше - страховщик теряет деньги и страхователей. Вес этого показателя в рейтинге - 0,15. Важнейшим критерием устойчивости, по нашему мнению, является репутация акционера. Поэтому пятый показатель в рейтинге с весовым коэффициентом 0,4 - репутация владельца. Общий результат появился путем суммирования промежуточных коэффициентов, взвешенных на их доли. Итоговый коэффициент умножен на 100 для удобства рейтингования.

Светлана Слесарук

Статья из Журнала “Деньги“ №9 от 10 мая 2019 года.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua. 

Оформить подписку через наш интернет-магазин.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK