Недостатки электронных закупок или когда ProZorro неэффективен

Электронные тендеры дают бизнесу возможность неплохо зарабатывать
Недостатки электронных закупок или когда ProZorro неэффективен
facebook.com

Ключевой недостаток системы ProZorro в том, что основным критерием отбора победителя является цена. Это позволяет недобросовестным участникам с помощью демпинга обходить конкурентов. “У нас был опыт, когда при проведении торгов с ожидаемой стоимостью 2,3 млн грн победил участник, предложивший цену в 600 тыс грн Хотя очевидно, что за эту стоимость предоставить необходимый сервис невозможно. Насколько нам известно, победитель так и не выполнил взятые на себя обязательства, а заказчик не смог вовремя реализовать свой проект“, - рассказывает Николай Давиденко, директор по развитию корпоративного сегмента компании Укртелеком.

Читай также: Что лучше: “бумажные“ закупки или ProZorro?

Большой минус и в том, что допороговые закупки в отдельных случаях могут проводиться без конкурса. Заказчик сам решает, объявлять тендер или заключить договор с конкретным поставщиком. “Это предусмотрено для закупок, которые проводить через аукцион нецелесообразно. Например, срочные тендеры при авариях, закупки на небольшие суммы. Но, к сожалению, есть такие заказчики, которые умышленно 99% своих “допорогов“ закрывают отчетами о заключенных договорах, без конкурса“, - объясняет Василий Задворный, руководитель системы ProZorro. Причем с точки зрения законодательства все “чисто“. Но из-за такого подхода бизнес лишается заработка.

Обжалование тендеров тоже не панацея. В ProZorro признаются, что даже в случае признания жалобы на заказчика обоснованной, виновник не обязан устранять нарушения. То есть для допороговых закупок эффективные инструменты влияния на недобросовестных заказчиков отсутствуют.

С жалобами в АМКУ тоже не все просто. Во-первых, за их подачу платит обиженный участник: 5 тыс грн, если тендер касался товаров и услуг, и 15 тыс грн, если проводилась закупка работ. И эти деньги ему никто не вернет. Во-вторых, пусть АМКУ и признает результаты тендера недействительными, но это абсолютно не мешает заказчику объявить новый аукцион и снова провести его с нарушениями.

Кстати, по данным ProZorro, за все время работы системы было подано почти 24 тысячи требований и жалоб. Из них удовлетворено 7,7 тыс, что составляет лишь около 33% всех обращений в АМКУ.

Читай также: Какие злоупотребления встречаются в госзакупках и как с ними бороться

“Да и далеко не у всех компаний есть финансовые ресурсы на то, чтобы жаловаться. Для них подобные торги зачастую заканчиваются ничем. Все-таки побеждает “свой“ поставщик, и решение не оспаривается“, - приводит пример Александр Соколовский, президент всеукраинского объединения работодателей Укрлегпром.

Ну а для того, чтобы привлечь нарушителей к ответственности по всей строгости закона, придется обращаться в суд. Но и здесь нет никаких гарантий. “Пока суды рассматривают споры, тендер может быть отменен вообще и проведен заново с такими условиями, по которым сторона, обжалующая его результаты, не сможет выиграть в принципе“, - предупреждает Виктор Мороз, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex.

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 19 от 12 октября 2017 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 19 від 12 жовтня 2017 року українською мовою.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK