Рейтинг: какие страховые компании крепче

Рейтинг: какие страховые компании крепче

При выборе страховщика следует обращать внимание на его финансовые показатели: чем они сбалансированнее, тем больше шансов получить возмещение в случае наступления страхового события.

Чрезмерно высокая доля автострахования в портфеле страховщика и слишком высокий уровень выплат -- плохой сигнал для клиента-страхователя.

На страховом рынке утихли самые громкие скандалы. Кроме "Векселя", "Страховых традиций" и "Галактики" больше никто так и не обанкротился. Но это не значит, что страховщики не испытывают финансовых проблем. Затягивание выплат и занижение размера убытков встречаются сейчас сплошь и рядом.

"Я жду выплату по полису ОСАГО уже больше трех месяцев. Сначала мое дело долго изучали. Потом насчитали убыток в размере 8 тысяч гривен, хотя на гарантийной СТО сказали, что работ -- не меньше чем на 12 тысяч. При этом, ни одна моя петиция в Госфинуслуг и МТСБУ не принесла результата", -- пожаловался "Деньгам" раздосадованный клиент одной страховой компании Виктор.

Растет и риск банкротства ряда компаний из-за падения сборов, проедания страховых резервов и несбалансированной политики страхования (слишком большого объема автострахования в портфеле). У 15 из 25 крупнейших страховых компаний в первом полугодии 2010 года наблюдается сокращение страховых резервов. Что уж говорить о мелких участниках рынка. Среди "мелких" компаний есть такие, кто умудрился истратить за январь--июнь 2010 года до 15--20% своих резервов. А это нехорошая тенденция, так как подобное мотовство может довести до банкротства.

Плохие цифры

"Проблемы многих страховщиков не исчезли, качество резервов не улучшилось, поэтому, думаю, ряд мелких компаний все же скоро уйдет с рынка", -- предполагает генеральный директор "QBE Украина" Олег Сосновский (компания принадлежит иностранным инвесторам).

Кстати, качество имеющихся резервов также оставляет желать лучшего. По крайней мере, в этом признаются сами страховщики, не "под диктофон". В Государственной комиссии по регулированию рынков финасовых услуг, увы, по этому поводу ничего сказать не могут, так как ожидают окончания своих проверок.

Правда, есть и хорошие новости -- убыточность компаний перестала расти скачкообразно. Объем сборов тоже уже не падает так активно, как полтора года назад -- в начале кризиса. Однако официальных данных по итогам 1 полугодия до сих пор нет, поэтому приходится опираться на прогнозы объединений страховых компаний. В частности, более 100 ведущих страховых компаний в первом полугодии, по оценкам Лиги страховых организаций, собрали 8,6 млрд. грн. Если учесть, что, по разным оценкам, - это 95-98% всего рынка, то общий размер премий достигает 8,8-9 млрд. грн., то есть, на 8-6% меньше чем за 1 полугодие 2009 года.

Зато компании избавились от большинства проблемных рисков 2008 года, завязанных на "старом" курсе доллара, и у них на руках остались договора 2009-го, которые подписывались с учетом новых экономических реалий. В этот период страховые компании уже адекватно оценивали риски и, соответственно, угроза их стабильности снизилась.

Коварный "мотор"

Раз уж автострахование ("моторка" на сленге страховщиков) потянуло страховщиков на дно во время кризиса, логично было бы ожидать, что имеющее нынче место оживление автокредитования даст толчок их возрождению. Но пока ничего подобного не наблюдается: падение сборов по авто-каско замедлилось, но не прекратилось. В 1 полугодии сокращение по этому виду страхования оценивается в 4-5%. И это, конечно, бьет по платежеспособности компаний. "К сожалению, не оправдались надежды страховщиков относительно активизации банковского кредитования. И по предварительным прогнозам по итогам 2010 года падение в сегменте КАСКО составит 10--12%", -- говорит заместитель председателя правления СК "Универсальная" Александр Барчишак (компания -- один из ключевых игроков на рынке автострахования).

По "автогражданке" деньги собирают более активно: по данным ЛСОУ, рост премий по ОСАГО в 1 полугодии составил около 17%. Как объяснила "Деньгам" президент ЛСОУ Наталья Гудыма, это можно объяснить перезаключением полисов на новый срок, а также спросом на страховки, который спровоцирован очередным повышением стоимости ОСАГО. Эксперты говорят, что благодаря новым ценам на "автогражданку" рынок сможет увеличить сборы до конца 2010 года на 25%. Однако, соблазн для компаний "играться" в демпинг, почва для которого теперь еще более благодатна, очень велик. А это лишь увеличит убытки страховщиков и риски разорения.

В автостраховании хуже всего и ситуация с выплатами. "Многие СК производят частичные выплаты, ссылаясь на собственные расчеты убытка; отказывают клиенту при малейших нарушениях условий страхования или требуют дополнительные документы для рассмотрения страхового случая, а то и вовсе нарушают условия договора, выплачивая возмещение только по решению суда", -- рассказывает заместитель председателя правления СК "ИНГО Украина" Александр Миколенко (компания весьма заметна на рынке автострахования).

В среднем по рынку объем "моторки" в портфелях страховщиков составляет около 40%. У отдельных СК этот показатель превышает 70% и даже 80%. Уровень выплат по автостраховкам тоже колеблется в довольно широких пределах: от 40--50% до 70--90%, равно как и убыточность автострахования, которая достигает у некоторых страховщиков значений 70--80%.

Но официальная статистика не всегда отражает реальную ситуацию на рынке. Эксперты-страховщики говорят, что если пересчитать убыточность "моторных" портфелей по международным стандартам, то у большинства компаний она может превысить 80%, а у многих компаний и все 100%. А это очень тревожные цифры.

Опять пугают

Новая команда Госфинуслуг (работает с марта 2010 года) все еще грозит навести порядок на страховом рынке при помощи "железного кулака". Однако результаты, если честно, пока не очень заметны.

Например, Госкомиссия уже больше 3 месяцев проводит ревизию среди страховщиков, и за этот период под санкции попали лишь шесть страховых компаний, с которыми в итоге удалось договориться о дополнительной капитализации. Остальные пока живут и здравствуют: с 1 июня 2010 года комиссия исключила из реестра лишь две компании. "Несмотря на пессимистические прогнозы, количество компаний остается на прежнем уровне. И здесь ситуация во многом зависит от серьезности намерений регулятора в построении действенной системы надзора", -- считает Александр Барчишак из СК "Универсальная".

Теперь в Госфинуслуг заговорили о новой затее, которая должна "очистить" рынок от слабых компаний в неприлично сжатые сроки: за оставшиеся до 2011 года 3 месяца. Суть ее в том, что совместно с рынком будут разработаны критерии, по которым отсеют откровенно недобросовестных страховщиков. "Те компании, которые пройдут ревизию -- останутся работать на рынке. Это задача №1, которую Госфинуслуг должна реализовать до 2011 года", -- обещает глава комиссии Василий Волга.

Как именно это будет сделано -- пока неясно. Дело в том, что причины отзыва лицензии четко прописаны в "Лицензионных условиях осуществления страховой деятельности". "Условия" принимает Госкфинуслуг. И вроде бы комиссия в силах внести в документ те нормы, которые она сочтет нужными. Вот только внося эти изменения, ведомство должно соблюдать пачку законов: "Про фінансові послуги та державне регулювання ринків фінансових послуг", "Про страхування", "Про господарські товариства", "Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом".

Минюст непременно проверит измененные "Условия" на соответствие действующему законодательству. Не исключено, что экспертам министерства в этом важном деле активно помогут юристы страховых компаний -- и правильно сделают, конечно.

Так что, совершенно непонятно, каким образом некие принципиально новые критерии будут "вшиты" в нормативные акты за неполных 3 месяца.

Как чувствуют себя лидеры страхового рынка и Структуру «моторных» портфелей страховщиков - смотрите в прикрепленном файле

Мнение. Эдуард Тупчиенко, первый заместитель председателя правления СК Retail:

Большинство страховых компаний в Украине имеют в своем портфеле достаточно большую долю автострахования -- в среднем по рынку 50--60% приходится на КАСКО и ОСАГО. Впрочем, доля договоров транспортного страхования не является показателем, который необходимо контролировать как таковой. В первую очередь следует говорить о рентабельности портфеля (в том числе, транспортного направления) и об уровне убыточности. КАСКО -- рыночный продукт, позволяющий компании зарабатывать. Например, в СК Retail существует несколько продуктов "неполного" КАСКО: КАСКО ½, КАСКО ¾, составляющие более половины от общего портфеля компании. Убыточность по ним в среднем находится на уровне 60%, что позволяет говорить о надежности компании как страхового партнера, который в срок и в полном объеме сможет выполнить все взятые на себя обязательства.

Уровень страховых выплат компании должен находиться в пределах 40--60% собранных премий. Cлишком высокое значение коэффициента выплат свидетельствует, как правило, не о щедрости компании, а о возможных финансовых проблемах или ошибках при расчете тарифов.

Наиболее реалистичный сценарий, который может попытаться реализовать Госфинуслуг, -- преследование неплатежеспособных страховщиков за несоблюдение действующих нормативных требований и за недостаточную капитализацию. Однако все эти огрехи могут быть выявлены лишь проверками, которые окончатся только летом 2011 года. А значит, до этого времени с рынка вряд будут уведены под руки те дышащие на ладан компании, которые так огорчают клиентов-страхователей.

По материалам //

 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK