Александр Крамаренко: Поднять могут, но не завтра

Если нас не интересуют курс гривны, ставки по вкладам и кредитам, а также скорость подорожания всего и вся, можно листать дальше.
Александр Крамаренко: Поднять могут, но не завтра
Александр Крамаренко / dengi.ua

А если интересуют – надо поглядывать в сторону учетной ставки Нацбанка. Потому что это цена тех денег, что в наших карманах.

Если кратко: впервые за последний год у нас темпы роста цен за последние 12 месяцев выпали из того коридора, который себе в качестве цели видит НБУ – 5% плюс-минус 1%. Отдельный вопрос – почему именно этот коридор. Предположим, это правильный коридор, хотя есть и другие мнения.

У нас с 12 июня 2020 года учетная ставка равна 6% и ее сохранили в очередной раз на этом уровне 22 января 2021 года на очередном заседании монетарного комитета НБУ. Следующее решение по учетной ставке ожидается 4 марта, а тут вот повод: инфляция вышла на 0,1% из приемлемого для НБУ коридора. Повысят ради притормаживания?

 

Если повысят – растеряем затеплившиеся надежды на восстановление кредитования. И как следствие – на восстановление экономики после обвала в 2020 году. Вот вкратце спойлер. А теперь – о подводных камнях, мотивах и прогнозах.

Что такое учетная ставка и зачем она мне

Если совсем на пальцах, хотя меня за это тапками закидают макроэкономисты, но чего уж, то механизм учетной ставки действует на наши карманы примерно так.

Если учетную ставку поднимают, то инфляция должна начать подтормаживать – если она по причине избытка гривны в экономике, а не по внешним причинам. А если учетную ставку поднимают при угрозе девальвации, то обычно снижение курса гривны тоже притормаживает. Вроде все замечательно? Да, но нет. Это как антибиотик: от воспаления легких не сдохнешь, но печень посадишь – со всеми вытекающими.

Читай также:

Так и с учетной ставкой – ее повышение имеет побочные эффекты: останавливаются промышленность и сельское хозяйство, строительство и торговля – потому что растут ставки по кредитам. А еще увеличиваются расходы на привлечение денег в госбюджет при размещении гособлигаций – потому что растет цена денег. И потом, в недалеком будущем за дорогие займы придется горько расплачиваться.

Если ставку снижать – это обычно делают ради стимулирования экономики и роста ВВП, то нарастают риски инфляции и девальвации, а у нас остается меньше стимулов нести деньги в банки под процент.

Читай также:

В общем, крайности очень опасны. И рулить учетной ставкой надо очень осмотрительно.

Хотя в свое время в НБУ на это плевать хотели. И дергали учетную ставку как не в себя.

Примеры? Запросто.

Кому мешал рост?

Учетная ставка уже бывала в Украине почти 6%, как сейчас. Это было осенью 2013 года – тогда было 6,5%. Потом были растаявшие перед Майданом валютные резервы НБУ, собственно, Майдан, война, девальвация втрое за примерно год. И тогда,  6 лет назад, 6 февраля 2015 года учетную ставку подняли сперва до 19,5%, а 4 марта 2015 года – до 30%(!). Но тогда деваться было некуда – индекс потребительских цен рос со скоростью 40-50% за 12 месяцев, а гривна валилась до 35 за доллар.

Читай также:

Тогда глава НБУ выходила на трибуну Рады и рассказывала, почему нельзя продавать больше нескольких сотен долларов в одни руки.

Примерно к середине 2016 года ставка вернулась к 18% - запомним эту цифру. И продолжала снижаться – к маю 2017 года до 12,5%.

Тут напомню, что 2016-2018 годы были годами запуска восстановления экономики после ее обвала в 2014-2015 годах. Если кому нужны цифры роста ВВП в те годы, вот они:

2015: -9,8%

2016: +2,4%

2017: +2,5%

2018: +3,4%

2019: +3,2%

Как же так? Почему восстановление было таким вялым, а потом и вовсе затухло к началу 2020 года – еще до коронакризиса? Отчасти давили военные расходы и проблемы, связанные с войной на востоке в целом. Конечно, давили ограничения внешней торговли с РФ – неизбежные в условиях агрессии с ее стороны.

Читай также:

Но одной из ключевых причин была все та же учетная ставка – Нацбанк начал постепенно поднимать ее с осени 2017 года и догнал к осени 2018 года до максимума – до 18%. Хотя ровно в тот момент темпы роста потребительских цен составляли всего около 9% за год. То есть учетная ставка была вдвое выше текущих темпов роста цен. При том, что любой учебник говорит: разницы в 2-3 процентных пункта было бы вполне достаточно для контроля цен. То есть запросто можно было оставить 12,5% и все было бы нормально.

И вот тут есть повод вспомнить о том, что я писал в начале – повышение учетной ставки помогает притормозить рост цен, если только причина роста цен состоит конкретно в избытке гривны. А осенью 2017 года причина роста цен была в другом – и об этом криком кричал Богдан Данилишин, глава Совета НБУ. Он тогда настаивал на том, что причина роста цен – внешняя. То есть рост цен на продовольствие и нефть на мировом рынке. Что это подорожание транслируется внутрь страны и противостоять ему подъемом учетной ставки –  опрометчиво.

Читай также:

Но его тогдашние боссы НБУ игнорировали демонстративно. И ставка на уровне 18% продержалась с сентября 2018 по апрель 2019 года. Да, собственно, и весь 2018 год она была ничего себе – в среднем около 17%. Именно тогда, в 2018 году в Украину хлынули нерезиденты, как мухи на навоз – покупали гособлигации в гривне. Именно по этой причине в 2019 году они продолжали ломиться сюда. И в Украине случилось аномальное укрепление гривны, которое раздавило экспорт и положило промышленность. Именно по этой причине во второй половине 2019 года началось жесткое торможение экономики.

Читай также:

18 февраля 2021 года на сайте агентства Интерфакс-Украина опубликовал свою очень длинную и изобилующую графиками колонку Владимир Лепушинський, директор департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ. Если совсем кратко, то из текста следует вот что: да, инфляция вышла из коридора 5% плюс-минус 1%, но резких движений НБУ по поводу учетной ставки, скорее всего, предпринимать пока не собирается. Хотя понимает, что инфляция в годовом выражении к середине 2021 года может догнать и до 8%, но потом замедлится.  Якобы, НБУ понимает, что в данном конкретном случае цены растут по внешним причинам(вспомните теперь описанную чуть выше историю с выступлением Данилишина в 2017 году – а все-таки в НБУ учатся на своих ошибках!). И господа из Нацбанка абсолютно правы: на мировом рынке растут цены на сырье, прежде всего, на продовольствие. Да и нефть подорожала. Бороться с этими факторами путем увеличения учетной ставки, это как бороться с перхотью путем снятия скальпа.

В общем, надежда на здравый смысл есть. И 4 марта покажет, насколько она оправданна.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK