Переключиться на мобильную версию

Андрей Заяц: Зачем нужна электронная декларация врача и пациента

Руководитель IT4Medicine, Пресс-секретарь Ассоциации E-Health, Член координационного совета Министерства здравоохранения Украины по вопросам внедрения электронного здравоохранения.
Эксперт о ключевых вопросах электронной медицины
Эксперт о ключевых вопросах электронной медицины
kmbs

Для большинства граждан Украины медицинская реформа начнется с подписания декларации о выборе врача первичной медицинской помощи. Этот документ примечателен тем, что кардинально меняет старые отношения, сложившиеся в системе здравоохранения. Пациенту предлагается право выбора специалиста, который будет его лечить.

Читай также: Все, что вы хотели бы знать об электронной медицине - мнение эксперта

Конечно, и раньше, будучи прикрепленными к одному участковому терапевту, мы зачастую шли к “своему“ врачу. “Официальному“ специалисту было от этого “ни холодно, ни жарко”. Однако, сейчас принцип “деньги идут за пациентом“ заставит врачей конкурировать. Если к тебе люди не ходят, то, соответственно, ты денег не получаешь.

Чтобы этот несложный в общем-то механизм по-настоящему заработал, и предназначена декларация. Однако для этого она не должна остаться очередной бумажкой, которая осядет в кабинете у врача. Все данные, вписанные в договор, должны попасть в систему E-Health, то есть, оказаться в электронных реестрах. Поэтому заключение договора между врачом и пациентом одновременно означает и создание электронной версии этого документа.  Что это дает? 

МОЗ получает автоматизированную систему учета по каждому конкретному врачу первичного звена. Очевидно, что без этого нельзя адресно направлять финансирование. Немаловажно и то, что IT-систему практически невозможно обмануть, приписав себе работу с несуществующими пациентами. С бумажными договорами, как показывает многолетний опыт, такое проделать гораздо легче.  

Еще одна заинтересованная сторона – врачи. Уходит старый принцип уравниловки. Чем выше твоя репутация среди пациентов, тем больше ты получаешь. По утвержденным на текущий момент тарифам за предоставление услуг пациентам в возрасте от 18 до 39 лет врач получает базовую годовую ставку 370 грн. Для других категорий предусмотрены дополнительные коэффициенты. Медучреждение в целом также заинтересовано в том, чтобы в его штате было максимальное количественно качественных специалистов. Соответственно, постарается создать благоприятные условия для их работы.  

Читай также: Рискованная операция: проблемы и перспективы медреформы в 2018 году

Пациенты выигрывают в любом случае. С психологической точки зрения визит к врачу станет более комфортным. Люди постепенно начнут прощаться с привычной ролью – просителя, от которого мало что зависит. Пациент станет клиентом, заказчиком. Конечно, не все сразу перейдут на работу по новой системе. Кто-то раньше, кто-то позже заключит договор с Национальной службой здоровья Украины. Но если вы уже видите логотип НСЗУ на двери, значит в этом месте государство платит конкретно за ваше обслуживание конкретному специалисту и не нужно думать о том, чтобы как-то еще отдельно его отблагодарить.

  О чем не нужно беспокоиться?

  1. О том, что, подписав декларацию, вы делаете окончательный выбор на какой-то длительный и неопределенный срок. На самом деле нет. Если врач перестал вас устраивать, можно заключить договор с другим специалистом. Расторгать старое соглашение не нужно. Оно будет аннулировано автоматически.
  2. О том, что в систему попадают личные данные из медицинской карточки. Это не так. Для реализации принципа “деньги идут за пациентом“ на верхнем уровне E-Health такая информация не нужна. Персональная история болезни должна оставаться в базе данных лечебного учреждения и находиться под защитой соответствующих законодательных норм конфиденциальности. Очевидно, что в будущем, когда система будет “обрастать“ новыми функциями, ей понадобится больше информации. Но, скажем, для оценки эпидемиологической ситуации в каком-нибудь регионе, достаточно деперсонализированной медицинской статистики.

Можно сказать, что электронная декларация – это ключевой продукт первого этапа внедрения E-Health. Его прямая задача – учет бюджетных средств, циркулирующих в сегменте первичной медико-санитарной помощи. При этом ее успешное решение несет массу косвенных преимуществ, обеспечивающих ощутимое улучшение медицинского обслуживания. В сущности это и есть главная цель медицинской реформы в целом и электронной системы здравоохранения в частности.

Комментариев (0)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь