Александр Ярецкий: Плохая замена КЗоТу

Александр Ярецкий, экс-советник НАЗК – о недостатках и рисках нового законопроекта о регулировании трудовых отношений.
Александр Ярецкий: Плохая замена КЗоТу
Пресс-служба

Верховной Раде вскоре предстоит определиться с правительственным законопроектом “О труде“ (№ 2708). Он должен прийти на смену старому Кодексу законов о труде, законам “Об оплате труда“ и “Об отпусках“ и заново урегулировать трудовые отношения.

Законопроектом будут недовольны (собственно, уже недовольны) и работодатели, и наемные работники. Работодатель по-прежнему не сможет сразу «уволить по статье» за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей или прогул. Как и не сможет уволить на этих же основаниях работника, который не обладает требуемой компетенцией или квалификацией. Зато работодатель будет вправе отправить за дверь любого сотрудника (кроме беременных или лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком) без объяснения причин, просто предупредив в определенные сроки или заменив эти сроки выплатой двойной суммы оклада за каждый день до даты увольнения. И скорее всего эта статья станет основной для увольнения, чему явно не обрадуются уже нанятые работники. Потому что сроки, отведенные для уведомления, значительно сокращены по сравнению с действующим КЗоТом и привязаны к времени работы у данного работодателя.

Читай также: Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере

Поэтому основная масса сотрудников может быть уволена за 15 дней или за месяц без всякой компенсации. И это очень удручает, так как авторы законопроекта не понимают, что такие сроки уведомления работника о предстоящем увольнении нужны для того, чтобы он имел возможность найти новую работу, а не сидел нахлебником на шее у государства, получая пособие по безработице. Но разве за 15 дней или даже за месяц реально найти новую работу?

Кроме того, законопроект выглядит недописанным. Многие нормы не имеют четких механизмов применения на практике, что неизбежно вызовет споры в случае принятия документа. Например, предусмотрено, что Министерство соцполитики утвердит примерные формы трудовых договоров и дополнительные соглашения к ним. Но ничего не сказано о том, как их нужно использовать, и обязательны ли они вообще.

Читай также: При увольнении будут платить компенсацию, - законопроект

Такая же недосказанность и в отношении признания договорных отношений трудовыми. Признаки-то прописаны, но непонятно, как и кто их будет применять на практике. Во-первых, стоит определить, кто все же будет устанавливать факт наличия трудовых отношений и по какой процедуре. По моему мнению, это должно происходить в судебном порядке по инициативе заинтересованного лица (контролирующего органа или работника). Во-вторых, нужно отдельно определить последствия признания таких правоотношений трудовыми. Потому что принятое по косвенным признакам решение может быть совсем неочевидным, а его последствия в виде налоговых доначислений – весьма существенными. В качестве компромиссного решения имело бы смысл, как минимум, отказаться от финансовых санкций, ограничившись только реальной недоимкой по НДФЛ и ЕСВ.

Еще один вопрос – сохранение заработной платы при временной приостановке трудовых отношений или невозможности выполнения работы по объективным причинам. В этом плане законопроект № 2708 унаследовал все “болячки“ старого КЗоТа, что негативно отразится на правах работодателя. В законопроекте просто содержится норма о "сохранении заработной платы" в некоторых случаях. Хотя было бы более правильно разделить ситуации, когда за работником остается именно право на получение заработной платы даже при невыполнении в этот период своих обязанностей и ситуации, когда гарантируется сохранение существующих условий труда, в том числе и размера заработной платы (без ее выплаты). В первом случае это может быть необходимость выполнения работником гражданских и других обязательств (например, участие в суде в качестве свидетеля или присяжного заседателя). Но бывает же и так, что сотрудник временно выполняет другую оплачиваемую работу не у работодателя, но за ним сохраняется право на восстановление на прежнем месте на тех же условиях. Это, например, работа народным депутатом, воинская служба по контракту и другие обстоятельства, когда прежний работодатель точно не должен из своего кармана платить условно бывшему работнику вторую зарплату, ничего не получая взамен.

Читай также: Милованов сделал заявление на счет Трудового кодекса

Присутствуют в законопроекте и явно лоббистские, коррупционные нормы. В нем предусмотрена возможность рассмотрения трудовых споров с помощью медиации. И если стороны в ходе медиации не пришли к компромиссу, их освобождают от судебного сбора. К чему это приведет на практике? К оформлению липовых актов о медиации для экономии на уплате судебного сбора.

Так что предложенный законопроект требует серьезной доработки как в части отдельных норм, так и концептуально. А это возможно только на основании профессиональных дискуссий с привлечением всех заинтересованных сторон.

Напомним, работодатель сможет увольнять сотрудников по своему желанию.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK