Вождение в стиле "эко": как сэкономить на автомобильном топливе

Эксперты европейского автопрома утверждают, что правильный стиль вождения поможет существенно сэкономить на заправке машины.
Вождение в стиле "эко": как сэкономить на автомобильном топливе
depositphotos.com

Рост цен на нефтепродукты в Украине продолжа­­ется. По прогнозам экспер­­тов топливного рынка, до конца года бензин и дизель в рознице могут подорожать примерно на гривну от текущей цены. При этом уже сейчас прайсы на АЗС заставляют многих водителей думать об экономии: доехать на работу в авто за 40-50 грн или в тесной маршрутке, но в пять раз дешевле.

Читай также: Цены на бензин и автогаз по регионам Украины (динамика за неделю)

Кто-то решает проблему кардинально и переводит своего железного коня с бензиновой кормежки на газовую диету. Вот только сжиженный газ зачастую дорожает вслед за бензином: на многих заправках цена СПБТ уже перешагнула отметку в 10 грн за литр. При этом мало кто знает, что можно урезать статью расходов на топливо, не ущемляя себя в комфорте передвижения и не тратясь на установку ГБО. Для этого достаточно сменить манеру повседневной езды на аккуратный и плавный стиль эковождения, пишет Сегодня

Откуда растут колеса

Экодрайвинг пришел в Украину из Евросоюза, где упор делается на экологичный стиль езды. “В Европе это не просто популярная практика, а жесткое требование, - поясняет автор Национального рекорда топливной экономичности Андрей Сидоренко. - Самая большая доля налога в стоимости топлива приходится на экологический сбор, растут требования к экологичности двигателей. Во всех современных легковых авто уже есть режим работы трансмиссии “эко“. Подавляющее большинство ошибочно полагает, что это экономия топлива. На самом деле речь идет о минимальном выбросе вредных веществ на километр пути. Двигатель “загоняется“ в те режимы работы, где он дает меньше всего выбросов, но это не значит, что это самый экономичный режим двигателя“.

Технавыки экоуправления авто наработать можно, но главные перемены начинаются в голове

При этом европейцам не чужда меркантильность. “Со времен первого нефтяного кризиса начала 70-х лучшие умы европейского автопрома стали разрабатывать методики экономного вождения для водителей грузовиков, - говорит Сидоренко. - Сегодня такие программы есть у всех ведущих производителей коммерческого транспорта и помогают экономить порядка 10-15% топлива“.

Читай также: За нерастаможенные авто хотят взимать плату 10 евро

Именно дальнобойщики и “привезли“ эту практику в Украину. “Первый заказ на эковождение мы получили еще в 2006 году, - вспоминает гендиректор Автоакадемии водительского мастерства, двухкратный чемпион Эко-ралли в Украине Константин Скипор. - Заказчиком выступила западноевропейская компания, которая занимается логистикой грузов в Европе. Часть перевозчиков имела аккредитацию в Украине, потому нашей задачей было научить водителей большегрузных автомобилей ездить на 10% экономнее“.

С тех пор экодрайвинг среди украинцев набирает популярность. Пока преимущество у корпоративных клиентов (по словам Скипора, 70% тренингов проводится для сотрудников фирм и оплачивается руководством), но интерес проявляют и частные лица. Правда, больше для экономии, а не экологии. “Средний возраст легковушек в Украине - около 24 лет, - отмечает Сидоренко. - По этому показателю мы занимаем второе место в мире после Кубы! Имеет ли смысл говорить об экологии, если значительная часть нашего автопарка еще из “доэкологического“ периода? А вот экономия - это стимул другого рода. Экономить топливо с помощью эковождения можно на любой машине, хотя процент экономии будет разным: в среднем от 20 до 35% от первоначального расхода водителя или на 10-15% меньше расхода, заявленного производителем авто“.

Экономия, по словам экспертов, возникает в тот момент, когда водитель начинает на практике применять методику эковождения и подстраивать под нее свой стиль езды. В зависимости от того, как человек управлял машиной раньше, он может снизить расход топлива от 1-1,5 до 4 л на 100 км пути. “Например, в Subaru Outback при заявленном расходе топлива по загородной трассе 6,8 л на 100 км я с помощью эковождения тратил 5,2 л, экономя 15%. При этом есть водители, у которых расход на этой машине составляет 8-10 л. Для них при моем показателе экономия будет уже 35%“, - поясняет Скипор. Средний показатель эффективности экодрайвинга - это минус 2 л топлива и плюс 45 грн в вашем кошельке на каждую сотню километров. При годовом пробеге в 15 тыс км это порядка 6,5 тыс грн экономии. И это не считая экономии на запасных частях и комплектующих, на ресурсе двигателя, подвески и шин.

Читай также: Volvo выпустила роскошное авто без переднего пассажирского сидения

Чтобы достичь таких результатов, придется потрудиться. “Экодрайвинг подразумевает собой целую методику, комплекс знаний и навыков, которые формируют новую манеру езды, - говорит руководитель сети автошкол ВОАУК и тренингового центра ДИМ (Дорога и мы) Владимир Хомын. - Ключевые понятия экостиля в передвижении: рациональное планирование пути, неагрессивное поведение в транспортном потоке, умение считывать ситуацию на дороге и знание технических особенностей автомобиля. В результате мы получаем экономию на самом топливе, снижаем износ тормозных колодок и комплектующих двигателя, реже загоняем машину на СТО и попадаем в аварийные ситуации на дороге. С учетом того, что минимальный штраф составляет 250 грн, а минимальный ремонт бампера стоит от 10 тыс грн, скрытая экономия от эковождения получается выше, чем чистый расход бензина“.

Чтобы изменить стиль вождения, начинающему экодрайверу нужно в первую очередь поменять отношение к скорости

При этом Хомын акцентирует: технавыки экоуправления авто наработать можно, но главные перемены начинаются в голове. Чтобы изменить стиль вождения, начинающему экодрайверу нужно в первую очередь поменять отношение к скорости. Известно, что скорость повышает расход топлива: чем быстрее вы едете, тем сильнее сопротивление машины потоку воздуха. Но речь сейчас идет вовсе не про 150 км/ч.

Читай также: Названы самые ненадежные б/у автомобили

“Стандартная скорость для езды в загородном цикле составляет 90 км/ч, и многие думают, что при этом показателе потребление топлива машиной будет оптимальным. На самом деле наиболее экономная скорость для подавляющего большинства автомобилей - 54-57 км/ч. Всего-навсего сбавив скорость до 60 км/ч, можно сберечь до 1,5 л на 100 км пути! Но потеряв при этом во времени“, - констатирует Скипор. Помимо того, высокая скорость часто приводит к ситуациям, когда надо резко бить по тормозам. А резкое торможение и ускорение - табу для эководителей.

Как научиться 

Разумное отношение к скорости должно быть базовым навыком из автошколы, уверен Хомын. Именно там водителю надо узнать, что лучше где-то уступить, потерять позиционирование на дороге и 5 минут времени, но избежать аварийной ситуации. “К сожалению, сейчас это объясняют редко, - отмечает эксперт. - Также в автошколах не дают контраварийное вождение, хотя по законодательству должны вводить эти навыки. Не учат экстремальному торможению, потому что экономят резину и тормозные колодки. В результате человек, заканчивая автошколу, не может в критической ситуации затормозить в пол, а притормаживает, увеличивая тормозной путь в несколько раз. У людей нет навыка вычисления безопасной дистанции: правило трех секунд работает не всегда, особенно в городском трафике. А ведь именно длинная дистанция позволяет свести до минимума количество лишних маневров на дороге“.

Читай также: В Украине запустили сайт, где можно рассчитать стоимость б/у авто

Не тренируют в автошколах и способности смотреть вдаль, от которой зависит правильность действий водителя на дороге. “Дальность взгляда заложена природой и зависит от скорости передвижения живого существа, - поясняет Скипор. - Например, у большой морской черепахи дальность взгляда ограничена цифрой в 3-5 м. На самом деле она может видеть и то, что происходит на расстоянии 100 м, но ее это волнует мало, потому что туда она может приползти только к закату. Дальность взгляда человека - 8-12 м, и это вполне нормально при скорости передвижения 5-10 км/ч. Но человек обманул природу, сел в машину и теперь передвигается со скоростью 100 км/ч. Что-то изменилось в его взгляде? Максимум, который может позволить себе водитель, - это 50 метров. На скорости 90 км/ч это всего лишь 2 секунды! Часто их бывает недостаточно, потому что среднее время реакции человека - 1 секунда, а время тормозного пути может составлять от 1 до 8 секунд. Поэтому надо тренировать взгляд, чтобы видеть ситуацию впереди не на 2 секунды, а на 10 секунд“.

Все эти навыки вместе с техинструментами экономии должны подкрепляться культурой вождения и толерантностью к участникам движения. “Если ты едешь на зеленый свет по главной и знаешь все правила, это еще не повод быть агрессивным водителем, - подчеркивает Хомын. - Нужно прогнозировать не только свои действия, но и действия других“.

С 2014 года правила экодрайвинга и их практическое применение входят в экзамен на получение прав во многих странах Евросоюза

“Эковождение и безопасное вождение по сути своей близнецы, - утверждает Скипор. - Дорога для общего пользования, и на ней можно встретить кого угодно. Рецидивиста, у которого пистолет под сиденьем и психическое расстройство в анамнезе. Пьяного нарушителя, за которым гонится полиция. Самоубийцу, который мечтает свести счеты с жизнью, но у него никак не получается. Водителя-новичка, который скован страхом первой самостоятельной поездки. Все это может происходить в непосредственной близости от вас, даже если вы едете по главной дороге и у вас преимущество. Вам неподвластно изменить окружающую обстановку, но в ваших силах изменить свое отношение к этому и свой стиль вождения“.

Читай также: В Германии определили самые надежные б/у автомобили

Обучаться эковождению европейским водителям не только можно, но и нужно: с 2014 года правила экодрайвинга и их практическое применение входят в экзамен на получение прав во многих странах Евросоюза. А вот в Украине это дело пока сугубо добровольное, причем на сегодня, к сожалению, методику преподают лишь в нескольких автошколах по всей стране. Зато есть целых три варианта обучения.

“Индивидуальный, когда инструктор работает с водителем тет-а-тет и преподает ему навыки, исходя из его личной манеры вождения. Обучение длится всего один день, занимает 3-4 часа и стоит 3900 грн“, - рассказывает Константин Скипор. Групповые курсы, как правило, дольше - в среднем они состоят из 8 часов практики и 2-часового теоретического занятия. Стоимость таких курсов составляет от 400 грн в час“.

Читай также: Могут ли оштрафовать за иностранные номера в Украине

“Подобный тренинг будет запущен в Киеве в конце года, причем организаторы обещают не брать с учеников денег, если те не научатся десятипроцентной экономии“, - делится подробностями Сидоренко. Также можно получить базовые навыки эковождения в комплексном курсе молодого водителя или в курсе продвинутого водителя в некоторых автошколах. Хомын говорит, что доплачивать за это не нужно: стоимость эко-тренинга входит в цену всего обучения (средняя цена курса, который состоит из 40 часов вождения, составляет 4500 грн).

Ранее сообщалось, во сколько обойдется минимальная подготовка автомобиля к зиме.

Смотри также - Как проверить подержанный автомобиль перед покупкой: 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK