Переключиться на мобильную версию

Все, что вы хотели бы знать об IT в электронной медицине - мнение эксперта

Андрей Заяц, Руководитель IT4Medicine, Пресс-секретарь Ассоциации E-Health, Член координационного совета Министерства здравоохранения Украины по вопросам внедрения электронного здравоохранения.
Эксперт о ключевых вопросах электронной медицины
Эксперт о ключевых вопросах электронной медицины
kmbs

Министерство здравоохранения Украины анонсировало принципиально новую реформу. Редакция ДЕНЬГИ.ua не смогла остаться в стороне. Мы узнали ответы на самые волнующие вопросы касательно IT в электронной медицине.

1.Что из себя представляет электронная медицина? Какие преимущества электронной медицины вы можете назвать для врача и пациента?

Читай также: Какие лекарства украинцы смогут получить бесплатно

Мне нравится аналогия с банковским сектором. Какое-то время назад деньги использовались только в наличном виде. Теперь мы оперируем деньгами, которые имеют электронный аналог –банковскую карту. Электронная медицина аналогична. Все данные, включая транзакции, могут происходить в электронном виде. В целом, электронная медицина - это, в первую очередь, медицина без бумаг. Все действия врача по отношению к пациенту: диагнозы, заключения, рекомендации, результаты анализов, - будут отображены в электронном виде.

Преимущества и для пациента, и для врача очевидны. Врачи будут меньше тратить времени на оформление бумаг, как результат, повысится качество обслуживания. Работа будет более упорядоченной и нормированной. При этом все действия врача остаются задокументированными и при необходимости легко “поднимаются“. Это защита в правовом поле от неверных диагнозов. Если пациент не выполняет рекомендации, с врача взятки гладки. То же касается и пациента, если врач назначил неправильный диагноз. После того, как станет лучше врачам, станет лучше и пациентам. Например, как следствие, не будет очередей, пациент не будет терять медицинскую карту и много других плюсов.

При этом важно отметить, что IT всегда детенизирует проблему и оптимизирует процессы. И управляющие медицинскими учреждения смогут видеть проблемные места, опираясь на объективные данные.

2. Каким образом будут защищены конфиденциальные данные пациентов?

Читай также: Как в Украине работает программа Доступные лекарства

Уже есть определенные технические решения, специально разработанные для медицинских данных (категория чувствительных данных). К этим решениям подготовлены повышенные требования, например, украинская система КСЗИ (комплексная система защиты информации). Мы, как производители программного обеспечения, работаем над тем, чтобы актуализировать КСЗИ во что-то более адекватное, ведь именно она может являться очередной коррупционной схемой. Сейчас разработчику нужно построить систему, которая соответствует КСЗИ и пройти сертификацию. Альтернатив существует достаточно: при построении медицинских IT-решений, международным стандартом считается HIPPA (Health Insurance Portability and Accountability Act) - как набор рекомендаций и требований. В данный момент многие IT-направления работают над тем, чтобы в Украине приняли “закон про облака”. И начали применять актуальные международные подходы к построению защищенных систем. Вопрос о безопасности хранения данных больше страшилка, нежели реальная проблема.

3. Кто будет разрабатывать центральный компонент, а кто займется подготовкой решений для обычных пользователей?

В разработку программных решений будут вовлечены все. С точки зрения разработчиков - это открытый рынок с едиными требованиями для всех его участников. Центральную часть  - компонент для МОЗа - разработает проектный офис, а все другие компоненты будем разрабатывать  мы – открытый рынок.

4. За счет каких средств планируется финансирование компьютеризации больниц?

Читай также: В Украине действуют мошеннические схемы с бесплатными лекарствами - Розенко

В принципе, о компьютере в кабинете врача нужно говорить как о электричестве, отоплении, воде, пожарной сигнализации. Сюда же относится все необходимое оборудование для деятельности врача. Это как нотариус для ведения своей деятельности должен иметь сейф, бронированную дверь, компьютер и интернет. Иначе он не может работать с национальными реестрами. Компьютер станет в один уровень с базовым медоборудованием. Это не такие большие деньги - от 10 тыс грн - стоимость ноутбука для врача. Другое дело, что инфраструктуру для медучреждений желательно строить уже настоящую: сеть, сервер, выход в интернет, и не один. В некоторых случаях - это может потянуть значительные затраты. Но, повторюсь, делать это все равно нужно. Возможно финансирование за счет местных бюджетов или привлечения частного капитала с оглядкой на закон Об автономизации.

5. С какого момента будут вестись электронные медицинские карты? Будут ли старые книги полностью продублированы в электронном виде?

Этот вопрос пока не регулируется. Решение принимает администратор медучреждения. На это существует соцзаказ? Да. Есть моральная поддержка министерства? Да, но пока нормативных документов нет. На сегодняшний день руководитель может выбрать сам – вести электронную карту для пациента или нет. Но, помним про соцзаказ. Решения для ведения электронных медкарт уже существуют.

Поскольку это открытый рынок, возможно появление компаний, которые будут предоставлять услуги по переносу медкарт в электронный вид. Это, видимо, стоит денег и будет оплачиваться по желанию и из кармана пациента или третьими сторонами в интересах пациента.

6. Как быть пациентам, которые не умеют пользоваться компьютером?

Читай также: Украинцев будут лечить по европейским правилам

Если говорить о ближайших запланированных решениях, то пациентам не обязательно уметь пользоваться компьютером. Декларация и электронная медицинская карта заполняется врачом.

7. Стандартные регистратуры будут работать?

Конечно. Регистратор - это “трафик-менеджер” в перспективе. Там, где мы внедрили систему Поликлиника без очередей, нагрузка на регистратуру снизилась до 50%. Этот момент также положительно влияет на качество обслуживания пациентов.

8. Расскажите об опыте других стран в сфере электронной медицины.

Важно отметить,  e-Health в полном объеме пока не реализован ни в одной стране мира.

Есть пример - Латвия. Здесь со времен Советского Союза существовало около  350 отчетных форм. Латвийцы упростили систему и сократили документооборот до 35 форм. За деньги мирового банка построили единую централизованную систему, которая работает по всей Латвии.

Читай также: Минздрав показал зарплаты украинских врачей и медсестер

На нашу реформу похож опыт электронной медицины в США, где более 600 операторов электронных карт. Рынок регулируется законом. Медучреждение самостоятельно выбирает оператора, который отвечает государственным стандартам. Однако по-прежнему в американской системе здравоохранения частично сохранилась бумажная форма документооборота.

Ранее сообщалось об электронной медицине в целом

Лилия Альсамири

Смотри также - Медицина по-украински:

Медицина по-украински
0:00 / 33:42

Комментариев (0)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь