США активно расширяют присутствие на мировом рынке кукурузы, усиливая позиции как на новых, так и на традиционных направлениях сбыта и постепенно вытесняя конкурентов. Одной из стран, которая наиболее остро ощущает это давление, является Украина. Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на комментарий руководителя редакционного контента и аналитики ASAP Agri Виктории Блажко Latifundist.com.
Она отметила, что ключевой ареной соперничества остается Европейский Союз, входящий в пятерку крупнейших импортеров кукурузы для обеих стран. Именно здесь изменения особенно заметны: если в сезоне 2023/24–2024/25 США увеличили поставки на 6,5 млн тонн, то Украина за тот же период сократила экспорт на 7,5 млн тонн.
Читай также: Цены на помидоры и огурцы в Украине обновили пятилетний рекорд – аналитики
Эксперт сообщила, что рост американского экспорта обеспечили, прежде всего, Южная Корея и страны ЕС, главным образом Испания. Кроме того, США закрепились на ряде новых для себя рынков — в Египте, Тунисе, Израиле и Вьетнаме. По словам Блажко, ситуация для Украины складывается почти зеркально: там, где США наращивали объемы, украинские поставки, как правило, снижались. Особенно ощутимым это оказалось в странах ЕС — в частности, в Италии, Нидерландах и Португалии. Даже значительное увеличение экспорта в Турцию не позволило полностью компенсировать потери на европейском направлении.
«Фактически, Турция стала главным направлением переориентации украинских потоков кукурузы. Кроме нее Украине удалось сохранить или частично усилить позиции только на отдельных рынках — в Испании, Южной Корее, Вьетнаме и Израиле», — подчеркнула Виктория Блажко.
Кроме того, по ее словам, в 2025–2026 годах США дополнительно укрепили свои позиции благодаря торговым соглашениям, предусматривающим фиксированные объемы поставок и устранение барьеров. Так, Япония согласилась ежегодно закупать американскую агропродукцию на 8 млрд долл., а Южная Корея более чем вдвое нарастила импорт кукурузы.
Также в странах Юго-Восточной Азии американские поставщики получили беспошлинный доступ на рынок Индонезии, а также договоренности о прямых закупках с Вьетнамом, Таиландом, Филиппинами, Бангладеш и Тайванем. В ЕС рамочное соглашение о «сбалансированной торговле» предполагает отмену нетарифных ограничений, что улучшает условия для экспорта кукурузы и биоэтанола. Похожий эффект дает и договоренность с Великобританией.
При этом, как отмечает Блажко, увеличение экспорта кукурузы из США обусловлено не только ценовой конкурентоспособностью, но и созданной договорной инфраструктурой торговли. Это обеспечивает американским компаниям более благоприятные условия на рынках ЕС, Южной Кореи, Вьетнама, Индонезии, стран Ближнего Востока и Южной Азии — там, где ранее активно работали украинские экспортеры.
По данным аналитика, на сегодняшний день единственным крупным рынком, где Украина увеличивает экспорт кукурузы и практически не сталкивается с прямой конкуренцией со стороны США, остается Турция. Решающее значение здесь имеют не логистика или ценовые факторы, а строгие регуляторные требования.
В то же время, теоретически американская кукуруза может поставляться в Турцию при условии отсутствия неразрешенных генетических модификаций. Однако на практике США почти не представлены на этом рынке. Причиной является высокая вероятность наличия в американской продукции ГЭ-трейтов, не входящих в турецкий перечень, а также риск смешения различных гибридов в цепочке поставок.
«В настоящее время около 75% турецкого импорта кукурузы обеспечивает Украина. Именно поэтому это направление остается ключевым для украинских экспортеров, а дальнейшая динамика поставок во многом будет зависеть от спроса со стороны Турции», — резюмировала Блажко.
Напомним, как сообщали Dengi.ua, в 2025 году кукуруза заняла второе место в ТОП-5 продуктов украинских аграриев по экспортной выручке.
Кроме того, как писали Dengi.ua, по прогнозам экспертов, в 2026 году посевы кукурузы в Украине увеличатся на 3% — до 4,7 млн гектаров.