При этом высокие требования и строгие стандарты – только часть проблемы. Еще один фактор – украинскому бизнесу не доверяют, потому что о нем известно мало. Как правило, для продвижения требуются большие ресурсы, которые есть не у всех производителей. Однако в последнее время малый и средний бизнес использует и другую стратегию – сотрудничество с международными компаниями в Украине.

Наша страна достаточно привлекательна для международных гигантов. Географическое положение позволяет работать как на рынки ЕС, так и СНГ. Внутренний рынок тоже немаленький. К тому же, хорошо развита инфраструктура – даже небольшие населенные пункты, как правило, электрифицированы и подключены к газо- и водоснабжению, а сеть железных и автодорог охватывает большую часть страны. Еще один плюс – хорошая база технического образования. В совокупности эти факторы делают Украину отличным местом для создания производственной площадки.

При этом каждый завод нуждается в поставщиках. Ими становятся местные компании, которые соответствуют строгим западным требованиям. Показательный пример – завод шведского производителя бытовой техники Electrolux в Ивано-Франковске. С 2011 года здесь выпускают стиральные машинки, которые соответствуют международным стандартам и при этом отвечают локальным требованиям. На заводе выпускают сверхузкие стиральные машины с полноценным объемом загрузки, что наиболее востребовано в стране, где в большей части домов совсем небольшие ванные комнаты. И здесь Electrolux привлекает местный бизнес.

«Сегодня около 50% себестоимости стиральной машины приходится на украинских производителей, – рассказывает Александр Кузик, директор ДП «Электролюкс ЛЛС». – Конечно, выбор поставщиков – это непростой процесс, но крайне важный для Украины. Мы ведь требуем не только качества продукции, но и прозрачности самого предприятия, соблюдения всех трудовых прав сотрудников на нем. Это повышает культуру ведения бизнеса в целом. Кроме того, работа с такой компанией, как Electrolux – это выгодное преимущество для местного производства, желающего выйти на рынки ЕС».

Главная проблема такого сценария – недоверие самих украинцев к технике, выпущенной в их стране. Тот же Electrolux – это, по сути, единственный в Украине завод крупногабаритной бытовой техники, открытый западной компанией. Стереотипы украинцев заставляют европейцев сомневаться в открытии здесь своих площадок. По словам Александра Кузика, такое отношение удивляет европейских партнеров – там уже давно полагаются на бренд независимо от страны, где была выпущена техника.

Чтобы разобраться со стереотипами, Electrolux инициировал создание платформы «Техно Юкрейн», где проводятся опросы потребителей, а также публикуются статьи с примерами технологичного производства в Украине, чья продукция популярна в Европе. Действительно, преодоление стереотипов – первый шаг к повышению интереса инвесторов и возможность привлечь западные компании. Выиграют в такой ситуации все – международный бизнес получит новые мощности и рынки сбыта, отечественные поставщики усилят экспортный потенциал, в национальную экономику попадут дополнительные средства, а потребители смогут приобретать качественные устройства, сделанные в их стране.