Буквально за пару дней скандал вокруг махинаций автоконцерна Volkswagen c системой контроля за вредными выхлопами достиг небывалых масштабов. После того, как в пятницу, 18 сентября, Агентство по защите окружающей среды США (EPA) обвинило немецкого автогиганта в нарушении государственных экологических стандартов и объявило о начале расследования в отношении VW, требования аналогичных проверок зазвучали в целом ряде стран.

Соответствующие расследования по поручению властей будут проведены в Германии и Южной Корее, а министр финансов Франции Мишель Сапен призвал к проведению проверок на европейском уровне. Сам Volkswagen во вторник, 22 сентября, объявил, что речь может идти об 11 миллионах автомобилей по всему миру, на которых занижались показатели выбросов.

Случайное разоблачение

Этого признания, возможно, и не последовало бы, если бы не череда случайных событий, начавшаяся в 2014 году. Тогда Международный совет по экологически чистому транспорту (ICCT), небольшая исследовательская организация с главным офисом в Вашингтоне, предложила протестировать дизельные автомобили VW в США на соответствие экологическим стандартам.

На эту мысль специалистов ICCT натолкнули расхождения в тестах, проведенных на моделях VW Passat, VW Jetta и BMW X5 в Европе. Во время лабораторных испытаний модели Volkswagen показывали нормальный уровень выбросов, тогда как во время дорожных тестов он зашкаливал. Тогда директор ICCT в Европе Питер Мок предложил повторить испытания в США. Поскольку американцы предъявляют гораздо более высокие требования к экологичности транспорта, у ученых не возникло сомнений в том, что предназначенные для американского рынка машины VW пройдут тест с успехом. "У нас не было никаких причин для подозрений", - рассказал агентству Bloomberg американский директор ICCT Джон Герман.

Каково же было их удивление, когда пришли результаты тестов. "Мы были поражены, когда увидели цифры, - рассказал Герман. - Это был шок". Испытания на дороге, которые по просьбе ICCT проводил Университет Западной Вирджинии, показали, что у VW Jetta выбросы превосходили норму в 15-35 раз, у Passat - в 5-20 раз. Автомобили BMW тест прошли.

Беспрецедентный штраф

Основываясь на этих данных, в мае 2014 года EPA начало расследование в отношении VW. Автоконцерн тогда заявил, что обнаружил причину высоких выбросов, и пообещал устранить недостатки. Для этого в декабре прошлого года VW отозвал с американского рынка полмиллиона автомобилей, на которых провел корректировки программного обеспечения, пишет Bloomberg.

Теперь, согласно обнародованным в минувшую пятницу документам EPA, автоконцерну придется отозвать примерно такое же количество автомобилей, 482 тысячи, проданных в США с 2009 по 2015 год. Как сообщили в ведомстве, производитель установил на них специальное программное обеспечение, позволяющее обманывать датчики вредных выбросов на автомобилях Volkswagen и Audi, занижая их показатели. Система контроля за выбросами на автомобилях автоматически включалась, только когда работали датчики, а в остальное время не работала, говорят в EPA. В результате объем вредных выбросов, произведенных автомобилями VW, превышал норму в 40 раз, отмечают в EPA.

Афера с выбросами может стоить немецкому автогиганту 18 миллиардов долларов штрафа, или 37,5 тысячи долларов за каждый проданный автомобиль, не отвечающий экологическим стандартам. Volkswagen собирается выделить 6,5 миллиардов евро на покрытие расходов, связанных со скандалом, сообщил концерн во вторник.

Однако эксперты предупреждают, что скандал в США может обойтись автоконцерну гораздо дороже. Во-первых, за обвинениями со стороны EPA могут последовать многочисленные претензии от американских автовладельцев, рассуждает аналитик брокерской компании ICF во Франкфурте-на Майне Хайно Руланд (Heino Ruland). Во-вторых, результаты проверок в других странах тоже могут оказаться не в пользу автоконцерна, цитирует его агентство Reuters.

Удар по немецкому автопрому

В Автомобильном клубе Европы (ACE) не исключают, что аналогичные нарушения могут быть обнаружены и на автомобилях VW в Германии. "Это систематический обман потребителя, который довольно широко распространен и уже давно практикуется", - сетует представитель клуба Клаус-Михаель Шаль (Klaus-Michael Schaal).

Правда, возможные финансовые потери VW - ничто по сравнению с ударом по репутации как самого концерна, так и всего немецкого автопрома, говорят эксперты. "Volkswagen и его дочка Audi - флагманы немецкой автомобильной промышленности", - констатирует в интервью Reuters глава Центра автомобильного менеджмента в городе Бергиш-Гладбах.

Более того, скандал с VW может отозваться громким эхом для всей немецкой экономики, предупредил президент Немецкого института экономических исследований (DIW) в Берлине Марсель Фрацшер (Marcel Fratzscher). По его словам, которые приводит газета Bild, в зоне риска оказываются рабочие места как на самом Volkswagen, так и в дилерских компаниях по всей Германии.

Однако в первую очередь афера VW может стоить места главе автоконцерна Мартину Винтеркорну (Martin Winterkorn), считают эксперты. По мнению лондонского аналитика международной консалтинговой компании Evercore ISI Арндта Эллингхорста, либо Винтеркорн знал о махинациях в США, либо ему об этом не докладывали. В первом случае глава VW должен немедленно уйти в отставку, полагает Эллингхорст. Во втором - по меньшей мере потребовать объяснений от тех, кто скрывал от него информацию. Но и это вряд ли послужит ему оправданием, резюмировал эксперт.

Источник: Русская служба DW