И таких возможностей сейчас хоть отбавляй. Хотя чтобы их реализовывать, надо иметь много железа в организме. «Действительно, во время кризиса идет спад деловой активности. И лишь немногие видят в таком «охлаждении» открытую дорогу», – отмечает интернет-маркетолог и предприниматель Сергей Кириенко.

Взгляд за горизонт

Где возможности? Опытные предприниматели говорят, что даже в уже занятых многими нишах можно себя реализовать. Но и альтернативных направлений предостаточно. Место «под солнцем» сегодня во всем, что связано с экологией, энергосбережением, повышением эффективности самого бизнеса. А также в новых технологиях, которые облегчают нашу жизнь (например, с помощью разнообразных носимых устройств), интегрируют всевозможные сервисы (платежные, поисковые, билетные) в повседневность.

Кроме того, потребитель ценит личностный подход. Когда то, что он покупает, или то, чем пользуется, сделано именно для него. Да, наивно полагать, что можно добиться столь высокой персонализации бизнеса, но стремиться к тому, чтобы это ощущение не покидало клиента, обязан любой бизнесмен.

На состоявшейся в Киеве 28 октября инвестиционной конференции – на нее съехалось больше двухсот представителей солидных инвестиционных структур из США, ЕС и Азии – много говорили о трех ключевых точках роста для Украины – АПК, энергетика, энергосбережение. Да, там меряли инвестиционные проекты миллиардами и сотнями миллионов, основные участники ориентированы были на крупный бизнес. Но развитие любых подобных сегментов непременно тащит за собой, как локомотив вагоны, целые пласты среднего и малого бизнеса – подрядчиков и поставщиков.

Особенно впечатлили перспективы агропрома – хоть сейчас открывай нечто, связанное с обслуживанием нужд средних и крупных агрофирм.

Однако давайте не будем забывать, что работа любого бизнеса зависит не только от гениальной идеи и блестящей команды. А от внешней среды обитания. Об этом, в частности, шла речь на конференции «МСБ: Финансы, налоговое планирование и разрешительные процедуры», организованной журналом «Деньги» 21 октября 2014 года.

Читайте полную версию статьи в журнале "Деньги" от 6 ноября 2014 года. Номер уже в продаже.

Участники мероприятия сошлись во мнении, что один из важнейших факторов нормальной работы бизнеса – политическая и экономическая стабильность в стране. Ни аннексия Крыма, ни война на Востоке не идут на пользу. Приходится либо сворачиваться, либо переезжать в более спокойные регионы. В то же время требует новых идей и рук оборонная промышленность, очень ценны любые проекты, связанные с помощью переселенцам и беженцам. А все это – новые вызовы.