Финансово-банковский сектор США, изрядно потрепанный кризисом, начавшимся в 2008 году, уступил место главного донора кампании по переизбранию Барака Обамы на второй срок высокотехнологичным компаниям.
Согласно данным Центра за ответственную политику, который собирает и анализирует всю доступную информацию о финансировании кампаний, главным спонсором Обамы из мира бизнеса выступает корпорация Microsoft. Следом за ней идут телекоммуникационный холдинг Comcast, на четвертом месте корпорация Google, на седьмом – hi-tech компания Chopper Trading.
В ходе прошлой кампании компьютерный гигант оказался на втором месте среди корпораций с $852 тысячами, уступив первенство финансовой группе Goldman Sachs, пожертвовавшей $1,013 млн. Однако главным донором кампании тогда стала не фингруппа, а Университет Калифорнии, пожертвовавший на избрание демократа $1,649 млн. Если считать и образовательные институты, то третье место между Goldman Sachs и Microsoft занимал Гарвардский университет с $878 тысячами.
Поскольку избирательная кампания Обамы началась только в апреле, суммы не выглядят впечатляющими: сотрудники Microsoft перечислили только $170 тысяч, Comcast - $116 тысяч, Google - $90 тысяч, значительные средства перевели работники корпорации Cisco и Oracle. Всего же фонды Обамы собрали $89,5 млн, что на $9 млн больше, чем за аналогичный период 2007 года. 46% этих средств – небольшие пожертвования частных лиц.
Скромность сумм объясняется еще и тем, что речь идет не о прямых вливаниях компаний в избирательные фонды, которые запрещены избирательным законодательством. Сложившаяся в США практика другая: руководство компаний выступает как частное лицо, собирая деньги в фонды комитетов политических действий (ПАК) – специализированных юридических лиц, которые могут вести политическую деятельность в рамках поддержки того или иного кандидата или партии. Пожертвования в размере более $200 перестают быть анонимными – спонсоры указывают свое имя и работодателя.
До прошлого года пожертвования могли взноситься только частными лицами, но в январе 2010 года Верховный суд отменил закон Маккейна – Файнголда, который запрещал вкладываться в комитеты политических действий субъектам публичного права, в том числе корпорациям и профсоюзам. Поэтому донорами могут выступать не только частные лица. Говоря о пожертвованиях той или иной фирмы, Центр за ответственную политику имеет в виду совокупный объем средств их сотрудников, проведенный через комитеты в фонд кандидата.
Однако в анализе центра не рассмотрена другая политическая технология – усилия «упаковщиков», влиятельных общественных деятелей или бизнесменов, которые собственными усилиями собирают со своих друзей или партнеров значительные средства, которые затем расходуются в ходе кампании.
В отличие от своих республиканских соперников штаб Обамы принял принципиальное решение раскрывать информацию о таких добровольных финансовых помощниках, которых на третий квартал 2011 года насчитывалось не менее 350. Среди них известный кинопродюсер Харви Вайнштейн, собравший более $500 тысяч, и замглавы той же Microsoft Джон Франк, предоставивший в фонды Обамы не меньшую сумму.
Но уже из первых данных аналитики могут делать выводы. Первые места высокотехнологичных компаний показывают, что Обама «оказался способен заменить отошедших от него доноров с Уолл-стрит», говорит профессор Дартмутского колледжа в Гановере (Нью-Гэмпшир) Линда Фаулер, с которой беседовало агентство Bloomberg. Отношения Обамы с Уолл-стрит значительно осложнились после того, как президент выступил с идеей увеличить корпоративные налоги и налоги на сверхбогатых. В этом его поддержали известные магнаты-либералы Уоррен Баффет и Джордж Сорос, но от республиканцев и одного из лидеров их консервативного крыла миллиардера Дональда Трампа Обама услышал жесткую отповедь. Не прибавила поддержки финансово-банковского сектора и сознательная апелляция Обамы к бунтарям из спонтанного движения «Захвати Уолл-стрит».
Ориентируясь на интернет-специалистов, штаб Обамы предпринял неординарный шаг и помимо таких традиционных направлений, как работа с женщинам, латиноамериканцами или ЛГБТ-гражданами, создал рабочую группу «Технология за Обаму», к которой может присоединиться каждый желающий, заплатив оформляющийся как пожертвование взнос на сумму от $25 до $35800. Новая группа, как и все прочие, работает как социальные медиа, на которые ориентировался Обама в ходе своей прошлой кампании. Присоединившийся не только получает площадку для обсуждения своих идей, но и всячески вербуется как дальнейший распространитель повестки дня Обамы в социальных сетях. «Мы живем в совершенно другом мире с точки зрения того, как достучаться до избирателя, – пояснил Bloomberg политтехнолог Расти Руефф, собравший в фонды Обамы не менее $100 тысяч. – Если полмиллиарда человек находятся в Facebook, это достаточно важное место, чтобы там присутствовать».
По последним данным Федеральной избирательной комиссии (они датированы 30 сентября), фонды Обамы аккумулировали почти вдвое больше средств, чем касса его ближайшего соперника – республиканца Митта Ромни. Последний собрал $32,2 млн. Другой претендент на выдвижение на выборах-2012 от Республиканской партии губернатор Техаса Рик Перри собрал $17,2 млн. За ними следуют Рон Пол ($12,6 млн), Мишель Бахман ($7,5 млн) и Герман Кейн ($5,3 млн).
По материалам: Газета.ру