Американцы провели эксперимент и доказали, что светлые автомобили более экономичны, поскольку отражают свет и снижают нагрузку на кондиционер.
К таким выводам пришли ученые из национальной лаборатории Лоуренса в Беркли.
Исследователи поставили на солнцепек черный и серебристый автомобили – почти идентичные седаны Honda Civic 2009 года. Эксперты оценили отражательную способность непрозрачных элементов кузова по шкале от 0 до 1. Оказалось, что у черного автомобиля она равна 0,05, тогда как у серебристой – 0,58.
Затем экспериментаторы пропустили каждый стоящий на солнце автомобиль через пять циклов. Каждый цикл означал час с выключенным кондиционером и полчаса охлаждения с кондеем на максимуме.
Исследователи установили на Цивиках терморезисторы и непрерывно измеряли температуру крыши (2), потолка (5), приборной панели (4), лобового стекла (3), сидений (7), дверей (6), системы вентиляции (8), а также температуру воздуха в салоне (1).
Как сообщают ученые, «на пике» крыша черного автомобиля была на целых 25 °C горячее, чем крыша серебристого, температура в салоне которого, кстати говоря, была на 5-6 градусов ниже.
Затем авторы опыта создали тепловую модель, чтобы спрогнозировать мощность кондиционера и скорость отвода тепла, необходимые для охлаждения автомобиля до комфортных 25 °C в течение 30 минут (это промышленный стандарт производителей автомобильных кондиционеров).
На основе экспериментальных измерений и анализа выяснилось, что серебристому автомобилю потребовался на 13% менее мощный кондиционер.
Ученые пришли к выводу, что перекраска черного автомобиля с отражательной способностью 0,05 в цвет с коэффициентом 0,35 приведет к экономии топлива на 0,12 л/100 км (1,1%). Это выигрыш за счет менее мощного кондиционера, берущего меньше энергии у двигателя.
Кроме того, то же изменение цвета позволит сократить выбросы углекислого газа на 2,7 г/км (1,1%), а других выбросов, в том числе оксидов азота, окиси углерода и углеводородов – на 0,37-0,44%.
В то же время белая или серебряная краска (с коэффициентом 0,60) по сравнению с черной делают автомобиль экономичнее на 0,21 л/100 км (1,9%), сокращают выбросы CO2 на 4,9 г/км (1,9%), а прочих вредных веществ – на 0,67-0,8%.
Ученые допускают, что могли недооценить экологичность светлых автомобилей, поскольку выбросы в стандартных циклах, используемых в моделировании, как правило, ниже реальных
По материалам Мембрана