Структуры Group DF Дмитрия Фирташа сконцентрировали 100% ЗАО "Морской специализированный порт Ника-тера", рассказал "Ъ" бывший председатель правления и владелец компании Роман Денькович. "Сделка была закрыта на прошлой неделе",— уточнил он. По словам господина Деньковича, решение о выходе из бизнеса он принял после того, как в 2010 году резко увеличилось число проверок "Ника-тера" со стороны госорганов. В конце прошлого года Государственная экологическая инспекция временно запретила "Ника-Тера" ведение деятельности из-за подозрений в загрязнении окружающей среды. "Вследствие произвола экологов мы потеряли почти 100 тыс. т грузов, которые были перенаправлены владельцами в Клайпеду и Санкт-Петербург из-за рисков того, что груз, попав к нам в порт, не сможет выйти из него",— сообщил господин Денькович. Конфликт разрешился только после вмешательства губернатора Николаевской области Николая Круглова. Он провел встречу с главой администрации президента Сергеем Левочкиным, после которой заявил, что проблемы "Ника-тера" удалось решить, но не уточнил, каким образом. Следует отметить, что ранее заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Нестор Шуфрич неоднократно называл Сергея Левочкина и Дмитрия Фирташа членами одной команды, пишет издание "КоммерсантЪ Украина".
В Group DF от комментариев отказались. Сумма сделки не раскрывается. По данным участников рынка, последняя продажа сопоставимых портовых мощностей состоялась в 2006 году. Тогда группа "Систем Кэпитал Менеджмент" приобрела компанию "Авлита" за $100-120 млн. "На сегодняшний день портовые мощности стоят примерно столько же, сколько в 2005-2006 годах, когда еще не было безумного роста цен в преддверии кризиса 2008 года",— отмечает высокопоставленный менеджер одной из компаний отрасли. В 2010 году грузооборот "Авлиты" составил 3,27 млн т, "Ника-тера" — 4,47 млн т. Таким образом, исходя из этих показателей, покупка компании могла обойтись Дмитрию Фирташу в $135-165 млн.
"Ника-тера" образована на базе Николаевского калийного терминала. Специализируется на предоставлении транспортно-экспедиционных услуг, перевалке грузов на морской транспорт и обратно, обслуживании складских операций. Располагает тремя терминалами: генеральных грузов, удобрений и зерна. В порту имеется пять причалов общей длиной 1045 м, глубина у причалов составляет 11,5-12,5 м. В 2010 году валовой доход "Ника-тера" составил 300 млн грн.
Аналитик инвестбанка UBS Кирилл Таченников говорит, что в России собственные портовые перевалочные мощности имеют "Акрон" и "Еврохим", а "Сибур" сейчас строит терминал. "Это выгодно, так как достаточно существенная доля затрат — порядка 10% — может приходиться именно на транспортировку и перевалку удобрений,— отмечает он.— При этом, в отличие от цен на удобрения, которые постоянно то повышаются, то понижаются в течение года, тарифы на транспортировку и перевалку обычно стабильны".
В Украине Дмитрий Фирташ владеет концерном "Стирол", черкасским и северодонецким "Азотами", а также "Ровноазотом". Предприниматель контролирует почти 70% производства аммиака в стране, около 60% — карбамида и 100% — аммиачной селитры (в 2010 году объем производства азотных минудобрений Украины оценивался в $2,8 млрд). До сих пор единственным химпредприятием, владеющим собственными портовыми мощностями, являлся государственный Одесский припортовый завод. По оценкам руководителя департамента по вопросам агропромышленного комплекса и химической промышленности ГП "Держзовнишинформ" Дмитрия Гордийчука, мощности "Ника-тера" позволят Дмитрию Фирташу на 100% обеспечить потребности его украинских химпредприятий в перевалке на экспорт карбамида и амселитры.
По материалам КоммерсантЪ Украина