В Украине упала переработка нефти – за первое полугодие на 12,4%, отмечается в опубликованных вчера данных Минэнерго. Фактически место украинских НПЗ заняли импортеры нефтепродуктов, что уже привело к подорожанию топлива с начала года на четверть. Участники рынка опасаются, что по итогам года переработка снизится еще сильнее – российское правительство намерено запретить переработку нефти на украинских НПЗ на давальческих условиях, пишет .
По данным Минэнерго, опубликованным вчера, переработка нефти на нефтеперерабатывающих заводах за I полугодие сократились на 12,4%, до 4,5 млн т. При этом поставки сырья уменьшились еще больше – на 15,2%, до 4,4 млн т. Неофициально в министерстве признают, что падение переработки связанно с неравными условиями, в которых оказались производители и импортеры нефтепродуктов. Пошлина для импортеров нефтепродуктов из стран Таможенного союза в Украину была установлена в 1,5 раза ниже, чем при импорте нефти. "В результате переработка сырья из стран союза стала нерентабельной – на каждой тонне нефти наши заводы получали убытки в $80-90",– говорит высокопоставленный источник Ъ в Минэнерго. Он также напомнил, что в апреле в Украину начало поступать белорусское биодизельное топливо. Оно производится на ОДО "Белнефтегаз" из российского дизельного топлива с примесью 0,2% биодобавок. Согласно белорусскому законодательству, такая смесь не облагается пошлиной, в то время как пошлина на обычные виды топлива составляет $216 за тонну. Таким образом, появился новый канал поставок импортного топлива по демпинговым ценам. А до февраля без уплаты пошлины топливо ввозилось компанией "Ливела".
Больше всех переработку снизили нефтеперерабатывающие заводы группы "Приват" – Кременчугский ("Укртатнафта") и Дрогобычский ("Галичина"). Переработка нефти Кременчугским НПЗ сократилась на 18,2% – до 1,5 млн т, а Дрогобычский уменьшил ее в 2,1 раза – до 104,5 тыс. т. Еще один завод группы – Надворнянский ("Нефтехимик Прикарпатья") – переработал 128,7 тыс. т сырья, тогда как в аналогичном периоде 2010 года простаивал. Снижение произошло за счет сокращения поставок на НПЗ азербайджанской нефти (за I полугодие – на 48%).
Единственный завод, который нарастил переработку – Лисичанский (ТНК-ВР) – на 24,5%, до 2,4 млн т. "Этого удалось добиться в основном за счет загрузки завода на давальческих условиях 'Нафтогазом', который закупал нефть в России",– говорит аналитик UPECO Александр Сиренко. НАК уже переработала на Лисичанском НПЗ 100 тыс. т нефти, а до конца года переработает еще 1 млн т. Кроме того, недавно депутаты от Партии регионов и "Нашей Украины–Народной самообороны" предложили разрешить НАК закупать без тендерных процедур нефть и нефтепродукты для переработки и перепродажи, в частности у Азербайджана (см. Ъ от 1 июля).
Член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма отмечает, что украинские НПЗ потеряли 8% рынка нефтепродуктов, а их место заняло импортное топливо. "Даже импорт дешевого топлива не привел к снижению цен в рознице. Импортеры, которые контролируют основные сети АЗС, фактически еженедельно меняли цены на горючее и в состоянии ценовой нестабильности смогли взвинтить цены на заправках на 25% с начала года",– отмечает господин Сиренко.
Гендиректор сети "Донецкойлсервис" Виктор Мартиросян считает, что доля нефтепродуктов украинских НПЗ по итогам года сократится на рынке еще на 10-11% в связи с угрозами России запретить своим нефтекомпаниям вести переработку на украинских НПЗ на давальческих условиях. Минэнерго РФ в мае заявило об этом, чтобы заставить переработчиков производить нефтепродукты только в России. На давальческих условиях нефть сейчас перерабатывает ТНК-ВР на Лисичанском НПЗ.
Напомним, экспорт бензина А-92 производства ЧАО «ЛИНИК» (Лисичанский НПЗ, принадлежит ТНК-ВР) в мае 2011-го составил 89,6 тыс. тонн, бензина А-95 — 10,9 тыс. тонн. Это составляет 75% от майского объема производства бензина данным НПЗ, на который в прошлом месяце пришлось более половины национального производства нефтепродуктов.
По материалам