Страховщики опасаются, что отмена обязательного техосмотра для частных лиц изменит ситуацию на рынке «автогражданки». В первую очередь это коснется тех компаний, которые строили свой бизнес на продаже полисов в МРЭО или в непосредственной близости от них. «Эти компании потеряют часть своих клиентов», - считает начальник отдела страхования гражданской ответственности СК «Украинская страховая группа» Валерий Захаров.
В итоге им придется перестраивать каналы продаж, делая больше упор либо на агентскую сеть, либо на продвижение ОСАГО через СТО, которые получат право проводить техосмотр коммерческого транспорта. Плюс ко всему, по прогнозам СК, возрастут продажи в «мобильных офисах». Однако в этом нет особого позитива, так как клиент будет выбирать страховщика не по финансовым показателям и его платежеспособности, а исключительно за счет цены, которая зачастую – демпинговая, ниже законодательно разрешенного уровня. «Соответственно, рынок займут страховые компании, которые не беспокоятся о рентабельности данных каналов продаж, а нацелены просто на завоевание рынка. И как эти компании поведут себя, когда придется оплачивать убытки по полисам, – неизвестно: либо будут покрывать убытки за счет других прибыльных направлений, либо минимизировать выплаты», - говорит Олег Кравченко, директор по розничным продажам СК «НОВА». Также не исключено, что в погоне за наращиванием продаж значительно ухудшится не только ценовая, но и платежная политика некоторых страховщиков. Тем более что эксперты не исключают сокращение спроса на «автогражданку». «Ни для кого не секрет, что обязательный техосмотр у нас в последнее время превратился в фикцию, и чаще всего выступал в качестве еще одного "налога" для автомобилистов. А с отменой ТО данный "налог" исчезнет», - считает Игорь Запорожец, директор департамента андеррайтинга и методологии СК "НАСТА". В связи с этим страховщики опасаются падения продаж на 10-30%. Причем, нет гарантии, что контроль наличия полисов со стороны ГАИ будет дисциплинировать водителей. Особенно учитывая падкость инспекторов на «поощрения», которые заменяют официальные штрафы. Радует лишь то, что ценовая политика по «автогражданке», скорее всего, останется прежней. «Может возникнуть вопрос корректировки стоимости страхования в зависимости от реального технического состояния автомобиля. Но на данном этапе ни один страховщик не готов реально проверять техническое состояние автомобилей и корректировать от этого стоимость полиса», - считает Олег Кравченко. Плюс ко всему, стоимость полиса зависит не от того, пройден техосмотр или нет, а от базового платежа и утвержденных поправочных коэффициентов. «И среди них нет коэффициента, учитывающего техническое состояние автомобиля», - подчеркивает Игорь Запорожец.
Другой вопрос, ликвидация «второго» и «третьего» типов полисов. «Если раньше их было три типа, то теперь останется только один, а он изначально стоил дороже. Кроме того, по сравнению с другими, подорожает стоимость полисов для такси, поскольку эти транспортные средства отличаются высокой аварийностью», - объясняет Валерий Захаров. Однако пересмотр типов полисов связан не с отменой ТО, а с введением «европротокола» и изменением порядка урегулирования страховых случаев. Но как именно изменятся условия на рынке ОСАГО, связанные с этими факторами, – пока что рано говорить.