К Евро-2012 в КГГА планируют купить новые автобусы и троллейбусы с кондиционерами. А пока пасажирам общественного транспорта приходится пододвигаться поближе к открытым окнам, чтобы не упасть в обморок от жары.
«Я просто в шоке от температуры в ваших маршрутках, — сказал нам вчера финн Матиас, который приехал в Киев по работе. — Мне на днях просто стало плохо, закружилась голова, потемнело в глазах, пришлось выйти. Теперь я пользуюсь только такси и еще спрашиваю: есть ли там кондиционер». «Мои друзья просто пугаются вашего транспорта. Душно, да еще водитель в маршрутке может закурить!» — цитирует "Сегодня" слова бразильца Ивана Фроэрса.
«Сегодня» прошлась вчера по Киеву и измерила температуру. Что для иностранцев, что для нас поездка в транспорте стала испытанием на выносливость. Например, в «скоростном» трамвае наш градусник показал +32, несмотря на то, что все форточки были открыты. В маршрутке наш термометр показал 32,5 градуса, в автобусе — 30, а в троллейбусе №16 — все +33,4. Но больше всего не повезло тем, кто провел часа полтора в экскурсионном закрытом автобусе, который отходит от вокзала. «Форточки открыли, но ничего не помогло. Пот в три ручья, а пожилые вообще чуть в обморок не падали», — пожаловалась Алла Тарасова из России.
Как объяснили в экскурсионной компании, у них есть машины с кондиционером, но далеко не все. «Вот сейчас пойдет автобус без кондиционера. Но если вам жарко — подождите пару часов и будет уже машина с кондиционером», — сказал женщина в кассе. В руководстве фирмы нам сообщили, что пока не знают, как будут решать вопрос холода к Евро-2012: «Надо еще подумать. Но с другой стороны, у нас уже есть некоторые машины с кондиционером».
В мэрии о проблеме знают. «Мы к Евро-2012 точно закупим новые автобусы и троллейбусы (по 185 каждых. — Авт.) с кондиционерами, в следующем году они будут на маршрутах», — заверил замглавы КГГА Анатолий Голубченко. Но полностью переводить весь городской транспорт на кондиционирование не будут. «Поставить в имеющийся транспорт кондиционеры — это очень дорого. Порядка $10 тыс. обойдется один одинарный автобус, а в трамвае еще дороже — $13 тыс. Такие деньги вряд ли найдутся в бюджете», — сказал главный инженер «Киевпастранса» Юрий Бомбандеров. Правда, в одной компании, занимающейся установкой кондиционеров, сказали, что рейсовый автобус смогут «охладить» дешевле — за $6 тыс. Если учесть, что у нас сейчас ездит порядка 350 автобусов, то их охлаждение обойдется 16,8 млн грн. Деньги вполне можно выделить из тех 1,5 млрд, которые дал Киеву Кабмин. Тем более, что нужны кондиционеры летом даже не туристам, а в первую очередь киевлянам.
А вот маршруточники устанавливать охладители воздуха не собираются. «Невыгодно. Жара длится не так долго. А водителю приходится часто открывать двери — весь горячий воздух хлынет в салон», — говорит директор фирмы-перевозчика Николай Бацан. Зато в такси уже готовятся к Евро-2012. Правда, сейчас за прохладу в салоне берут дополнительно от 5 до 10 грн. «В крупных таксофирмах почти все машины с кондиционерами», — сказала директор одной из служб такси Евгения Качковская.
Однако в других европейских странах наличие кондиционеров в общественном транспорте обязательно. Например, в Италии. Несмотря на часто открываемые двери, автобус не может выйти на линию без «прохлады». То же самое в Испании — все городские автобусы и метро обязательно оснащены системами охлаждения. А в Германии из-за сломанного кондиционера в транспорте может быть даже скандал. В прошлом году во время аномальной жары в пригородных поездах вышли из строя кондиционеры. Немцы не привыкли к такому и подали иски в суд. В результате им выплачивали по 500 евро компенсации или предлагали бесплатные билеты.
По материалам Сегодня