На полуострове готовятся к битве за туриста-перебежчика, отказавшегося от отдыха в Египте и Тунисе. Судя по ажиотажу на майские праздники, репетиция удалась.
«Нехорошо радоваться чужой беде, но срыв туристического сезона в Египте и Тунисе позитивно отразился на крымском туристическом бизнесе. Правда, россияне, которые планировали отдых на майские праздники в Египте, до нас так и не доехали, зато множество украинцев, отменивших поездку в Северную Африку, выбрали именно Крым», – рассказывает о ситуации на рынке директор туроператора «СНП-Крым» Иван Коваленко.
По информации крымского Министерства курортов и туризма, 95% здешних номеров на майские выкуплено. Летом прогнозируют ещё больший ажиотаж – планируется рост числа туристов на 20%. Одна из главных причин – с конца прошлого года полуостров начали усиленными темпами превращать в туристический рай. На то имеется особая региональная программа.
У первого заместителя министра курортов и туризма Крыма Александра Лиева большие планы, о которых он охотно рассказывает.
– Сегодня у нас был круглый стол: 20 крупнейших крымских туроператоров, 50 санаториев и представители государства. Мы обсуждали, как продлить сезон в санаториях по ноябрь.
Продлевать сезон планируют так. Во-первых, информационная кампания, которая не оставит у туристов сомнений в том, что лучшее время для оздоровления в Крыму – это октябрь и ноябрь. Во-вторых, снижение цен на путёвки. В-третьих, местных менеджеров будут учить продавать свой продукт, а не просто показывать пальцем на яркие картинки буклетов.
В этом сезоне в Крыму планируют активно развивать событийный туризм. Минкурортов гордится авторалли Prime Yalta Rally, которое пройдёт в начале июня. «Шесть вертолётов Eurosport будут снимать соревнования!» – восторженно рассказывает Лиев.
Гордость сентября – Crimea Music Fest. «Грандиозный проект, в котором примут участие лучшие голоса пяти континентов», – гласят анонсы. Курировать мероприятие будет Алла Пугачёва. Возле Ласточкиного гнезда, в этом году наконец-то переставшего быть рестораном, пройдёт финал чемпионата мира по хай-дайвингу – прыжкам со скалы в воду. Eurosport планирует транслировать и это мероприятие. Всего, по словам замминистра, в 2011 году в Крыму пройдёт около сотни фестивалей.
Наталья Попова, которая уже не первый раз издаёт еженедельную афишу крымских турмероприятий, говорит, что в этом году цифры рекордные. Особенно активная программа на открытие сезона – майские праздники. Причём отличиться хочет не только Ялта. К примеру, в Евпатории презентуют новый аквариум и двухэтажные экскурсионные автобусы.
Туроператоры на помощь государства не надеются – сами разрабатывают программы по привлечению туристов. Директор крымской туркомпании Иван Коваленко говорит, что в прошлом году они опробовали несколько рискованных программ.
– У нас есть, к примеру, историко-археологический тур. Туристы получают возможность в течение недели участвовать в раскопках, – рассказывает Иван.
Организовали тур совместно с профильным институтом. Жить туристам предлагают в палатках, но, по словам Коваленко, романтика с трёхразовым питанием отдыхающих не отпугивает.
Активно внедряют и экстремальный туризм – скалолазанье, спелеологию.
В этом году экскурсионку покупают даже украинские гиганты турбизнеса и российские туркомпании.
Прибыльный туристический бизнес в Крыму – это больше не «купи-навари-продай». Нужно шевелиться, чтобы привлекать клиентов, – сходятся во мнении г-н Коваленко и глава общественной организации по защите прав потребителей «Курортный Крым» Александр Бурдонов, раззадоривший общественность заявлением о том, что туристический поток в Крым явно завышен. По его словам, московские операторы всё чаще работают напрямую с гостиницами, в обход крымских турагентств.
Чтобы распространить практику интернет-бронирования и в Украине, Александр настойчиво продвигает разработанную им систему «звёздности» отелей. Только оценивать сервис и выдавать «звёзды» будут не специальные комиссии, а общественные организации.
Главный менеджер сайта бронирования крымских отелей и апартаментов Eastbooking Георгий говорит, что со «звёздами» было бы лучше, но и без них дела идут неплохо. По словам менеджера, в этом году в два раза больше клиентов платят не через банки, выдающие множество бумаг, подтверждающих платёж, а с помощью платёжных карт. Примерно в те же два раза выросло количество желающих вносить значительную сумму предоплаты. «Люди лихо перечисляют по 2 тысячи долларов. Не боятся», – радуется Георгий.
Владелица 11 комнат в частном секторе Алушты Ольга интернет-бронирование и предоплату не практикует, но, говорит, и без этого на майские праздники у неё все номера заняты. «Хотя нет. Один есть», – заглянув в журнал, уточняет она. Берёт невысокой ценой, которую старается удержать всеми силами.
По материалам Фокус