Тут необходимо одно принципиально важное уточнение: в обычных войнах побеждает как правило тот, у кого самое сильное, самое мощное оружие. Что же касается войн валютных, то в них, если уж использовать это словосочетание, выигрывает тот, у кого оружие наиболее слабое.
Международное соревнование по ослаблению национальных валют - вот "мирный" синоним столь модного ныне словосочетания. Чем ниже обменный курс в конкретной стране, тем больше преимуществ у ее экспортеров на мировом рынке. Ведь тогда можно продать продукцию по более низким ценам, чем производители из государств с твердыми денежными единицами, а вырученной валюты все равно хватит, чтобы покрыть свои расходы и заработать прибыль. Выгода же государства состоит в том, что процветающие благодаря экспорту предприятия являются крупными налогоплательщиками и гарантируют сохранность рабочих мест внутри страны, что помогает правительству решать сложные макроэкономические и социальные задачи.
Чем успешнее эти задачи решаются, тем быстрее "набирает вес" некогда слабая валюта. Но в таком случае конкурентоспособность на мировом рынке экспортеров из данной страны снижается. Чтобы этого не произошло, некоторые государства искусственно "занижают" стоимость своих национальных денежных единиц.
"Валюты индустриально развитых стран свободно колеблются, в то время как некоторые страны с развивающимися рынками специально держат свои денежные единицы на низком уровне, чтобы содействовать экспорту",- отмечает президент Всемирного банка Роберт Зеллик. Он имеет в виду, прежде всего, Китай, проводящий политику строгого государственного регулирования обменного курса. "Стоимость некоторых валют является заниженной, и тут в первую очередь надо говорить, конечно же, о юане", - указывает аналитик немецкого банка BHF Штефан Рике (Stephan Rieke).
На Западе многие эксперты и политики убеждены: именно Китай, стремительно наращивавший в последние годы свою промышленную мощь и свой экспорт в такие развитые страны, как США и Япония, является первопричиной нынешней валютной войны. Поток дешевых китайских товаров, подчеркивают они, уничтожил множество рабочих мест на промышленных предприятиях в США. Поэтому Соединенные Штаты, с огромным трудом преодолевающие последствия недавней тяжелейшей рецессии, усиливают политическое давление на Китай с целью заставить его перейти на рыночные принципы формирования курса юаня или хотя бы существенно его повысить. Одновременно Вашингтон все более откровенно проводит политику слабого доллара. Его девальвация осуществляется, прежде всего, путем дальнейшего закачивания в экономику свежих денег Федеральной резервной системой США.
Так что словосочетанием валютная война сейчас обозначают, в первую очередь, конфликт между долларом и юанем, между Соединенными Штатами и Китаем. Однако это противостояние дестабилизирует всю мировую валютную систему. И вот уже Япония начинает демонстративно сбивать курс иены, а Бразилия обкладывает налогами иностранные инвестиции, чтобы приостановить взлет реала.
"Исторический опыт показывает, что международное соревнование по ослаблению национальных валют бесперспективно", - напоминает президент Всемирного банка, американец Роберт Зеллик и призывает политиков как можно быстрее разрядить возникшую напряженность. "Ведь если она перерастет в настоящие конфликты или породит какие бы то ни было формы протекционизма, то мы рискуем повторить ошибки 30-х годов прошлого столетия", - предостерегает Зеллик, имея в виду Великую депрессию, которая принесла столько бед всему человечеству. Одна из ее основных причин заключалась в том, что крупнейшие экономические державы той поры, пытаясь спастись в одиночку или за счет других, воздвигли множество протекционистских барьеров. Результатом, как известно, стал обвал всей мировой экономики.
По материалам deutsche welle