Украина хочет 19,5 миллиардов долларов, но никак не может добиться от МВФ окончательного ДА. Последний раз миссия фонда посещала Киев 24 марта. Потом уехали, пообещав вернуться в начале мая. На дворе июнь – а миссии все нет.

Еще в марте постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер заявлял: "Мы достигли значительного прогресса во время переговоров по предоставлению таких денег. Однако имеем спорные вопросы вокруг консолидации налогов и банковских реформ". Но прогресс, похоже, остался в Вашингтоне. Юридические специалисты фонда не явились ни 11 мая, ни 17 мая, как и миссия Европейского департамента. Хотя премьер Николай Азаров был на 100 процентов уверен в готовности фонда продолжать сотрудничество. "Мы начали выполнять бюджет, наводится порядок с финансами Нафтогаза, в апреле он рассчитался за потребленный газ самостоятельно без денег бюджета. Также улучшилось администрирование налогов, принят закон о повышении акцизов, принят бюджет с дефицитом 5,3%",-объяснял свою уверенность премьер. Однако ни эта уверенность, ни прогнозы вице-премьера Сергея Тигипко о получении первого транша в июне, не подтвердились.

Международный валютный фонд откажет Украине…до выборов

Сейчас активно муссируется информация о вероятном отказе со стороны МВФ. Потому Фонд держит паузу. Информационное агентство УНИАН, со ссылкой на источник близкий к переговорам с Международным валютным фондом, сообщило о вероятности отказа - 9 к 1. В МВФ подсчитали, что реальный дефицит бюджета будет не 5,3% ВВП, а в районе 14%. Кроме того, МВФ не видят намерений реформировать пенсионную систему и повышать цены на газ для населения. А учитывая планы проведения местных выборов осенью, в Фонде не верят, что на повышение цен никто не пойдет". Поэтому, предполагают политологи, нынешнее правительство может столкнуться с той же проблемой что и правительство Юлии Тимошенко - нежеланием МВФ давать деньги именно перед выборами.

"Если получим первый транш, а на этот год предусмотрено 10 миллиардов долларов, и если из них половина пойдет на покрытие бюджета, то деньги просто растворяются в общем бюджете и можно считать что эти деньги пойдут на финансирование выборов, можно считать, что на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Тут уже не важно, как считать - здесь уже касса общая", предполагает политолог Игорь Попов.

А нужны ли деньги?

Пока чиновники торгуются с МВФ, эксперты обсуждают - действительно ли нужны такие деньги Украине. Принципиальный момент один - на что пойдут эти 19 с половиной миллиардов. Как заявил вице-премьер Сергей Тигипко, на поддержку золотовалютных резервов НБУ. Его оппоненты недоумевают. Зачем брать в долг, чтобы деньги лежали мертвым грузом, а проценты нарастали. Возможно, предполагают специалисты, страхуются на случай второй волны кризиса. Ее пророчат как из-за проблем Европы, так из-за замедления азиатских экономик, куда много экспортируют наши металлурги. "Они могут готовиться к какому-то будущему глобальному кризису. Вполне возможно если будет замедление хозяйств мировой экономики, то это будет большим ударом, а азиатские страны сейчас являются локомотивом для всего мира", - подчеркивает эксперт финансового рынка Николай Ивченко. Ведь на сегодня именно экспортеры обеспечили Нацбанку обновление его резервов. С начала года, благодаря росту цен на продукцию украинских металлургов на 50%, он выкупил на межбанковском рынке их выручку на более чем 2,5 миллиарда долларов. Еще около 2 миллиардов забрал с рынка спекулятивных денег. Благодаря притоку денег впервые с 2003-ого НБУ получил положительные торговый баланс и финансовый счет. И гривна стала укрепляться. Казалось бы - валютный кризис позади.

А если нужны?

В действительности же - валютную позицию "подкашивают" внешние долги. "Лишними эти деньги не окажутся. Потому что существуют еще долги внешние. И хотя бы частично, но их предстоит отдавать. И чтобы резервы НБУ не испытывали на себе удар от необходимости этого возврата долгов и не пришлось вспоминать осенние события двухлетней давности, то эти деньги как раз и могут сыграть роль смягчающего резерва. Именно резерва для всех нестабильных проявлений, которые могут быть", - не исключает Андрей Пономарьов, заместитель председателя правления коммерческого банка. А Борис Соболев, вице-президент УКБС подтвердил UBR: "Дефицит публичных финансов в целом не закроют даже 19 миллионов долларов. Даже этих средств будет недостаточно. Возьмите ПФ, посмотрите помесячно государственные корпорации ( НАК "Нефтегаз" и другие) - нет никакой альтернативы для того чтобы профинансировать дефицит публичных финансов Украины". Деньги МВФ брать нужно, уверены эксперты, но львиная их доля - процентов 70-т, должна пойти на проведение реформ в энергетической сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве, машино- и судостроении, в транспортной сфере. Только тогда Украина создаст почву для генерирования будущих денежных потоков, которые и пойдут на выплату долгов. "Нужно четко просчитать как сделать так, чтобы эти деньги были легко возвращены. А это вложения только в реальный сектор. Если эти деньги будут вбрасываться в бюджет на социалку, тогда мы увязнем в долгах как Аргентина и будем потом отдавать землей", - приводит пример негативного опыта Николай Ивченко. Его поддерживает Андрей Пономарьов. "Если речь идет, например, об экономии газа, смене теплонасоса. Экономия может дать эффект только через 5 лет. Но это стратегическое вложение. Речь идет о том, что не только сейчас срочно выйти в плюс и вернуть долги. А чтобы быть конкурентными на рынке очень долго. Чтобы по мере того как все начнут выходить из кризиса наша продукция оставалась конкурентной. Тогда долги не так страшны".

Кредит МВФ - единственная дешевая альтернатива внешним финансовым займам. Именно цена денег МВФ и привлекает. Ставка - не более 5%. Таких дешевых денег Украине никто не даст. Иностранцы могут одолжить, в крайнем случае, под 8%. А на внутреннем рынке, свои инвесторы - не менее чем под 15-ть. Россия - может дать и под 5%. Но какова ценна такого ресурса?
 

Источник: