Прибыли украинской рекламы в ближайшее время будут выведены в тень, а государственная казна будет недополучать поступления от этого вида бизнеса. Причиной такой ситуации, по мнению экспертов, является возможное принятие нового закона, который повышает ставку налога на рекламу отечественным СМИ. Согласно действующей редакции закона предельный размер налога на рекламу не превышает 0,1% стоимости за одноразовое размещение и 0,5% – за размещение рекламы на длительное время.
Законопроект, который ждет своего принятия в стенах Верховной Рады, предусматривает увеличение ставок более чем в 40 раз. Для телевидения налог возрастет до 21%, для печатных изданий до 15%, для наружной рекламы 9% и 3% – для радио. За счет этого авторы законопроекта хотят дополнительно получить более 1 миллиарда гривен.
Татьяна Лебедева, член Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания рассказала: “Все бюджеты рекламные уже сформированы на ближайший период. То есть никто увеличивать их не будет. То есть эти дополнительные суммы, которые будут платить рекламодатели в виде налога, они либо уменьшат бюджет, либо будут давить на СМИ, чтобы уменьшалась плата за рекламу”.
Эксперты рынка утверждают, рекламодателям выгодно будет размещать рекламу в российских печатных СМИ, выходящих в Украине. Ведь согласно российскому законодательству там вообще не существует налога на рекламу, причем особого языкового барьера у нас тоже нет. Таким образом отечественный рынок рекламы или будет постепенно умирать, или отходить в тень. Годовой оборот в отрасли даже в кризис только в прошлом году составил более 2 миллиардов гривен.
Ольга Большакова, представитель Независимой ассоциации телерадиовещателей утверждает: “Для региональных и местных вещателей мы ожидаем или банкротства, или перепродажи, то есть смены собственности, а для общенациональных вещателей, наиболее существенным изменением будет увольнение творческих работников. Потому-что в составе расходов общенацональних вещателей заработная плата составляет от 50 до 60%. Соответственно, это первоочередной источник экономии”.
Эксперты уверены, такая схема приводит к двойному налогообложению рынка рекламы, а значит ставит СМИ в явно дискриминационные условия. Ведь для всех частных медийщиков реклама – основной источник поступления средств в их бюджет. Удивление специалистов вызывает факт, что производство оружия в Украине облагается налогом по ставке меньшей, чем размещение рекламы.
Андрей Шевченко, первый заместитель председателя комитета Верховного Совета Украины по вопросам свободы слова и информации сказал: “Украина становится государством не комфортным для работы масс-медиа и не комфортной для работы медиарынка”.
Увеличение себестоимости рекламы, по мнению участников рынка, приведет к увеличению ее цены, а значит снижению ее потребления, соответственно, и уменьшатся поступления в Пенсионный фонд и бюджет в целом. Ясно, что такие законодательные акты должны приниматься после всестороннего обсуждения. Однако никто из представителей правительства и инициаторов законопроекта на обсуждение проблемы просто не пришел. Однако оппозиционные силы в парламенте заявляют, что не дадут принять законопроект.
Источник: Украинский Бизнес Ресурс