(Статья опубликована в журнале "Деньги" от 26 марта 2015 года. Купить онлайн-номер)
Ситуация на валютном рынке в марте прямо радовала глаз – гривна укрепилась на 12,8%: с 26,85 грн./долл. (2 марта, межбанк, средневзвешенный курс) до 23.14 грн./долл. (20 марта). Более того, курс по дороге укреплялся и больше – до 21,69 (10 марта). «Качели» не на шутку разочаровали украинцев – в ожиданиях была ровная и спокойная стабильность после получения первого транша кредита МВФ (на сумму примерно 5 млрд. долл.) – он зашел 13 марта. Но как раз на следующей после этого события неделе и начались те самые раскачивания. Что же в действительности происходит с курсом?
Начнем с того, что причина возвращения курса гривны к доллару от уровней 30+ к более – новые административные меры Нацбанка, который ограничил доступ к покупке валюты для импортеров и иностранных компаний.
«На валютный рынок ранее оказывал сильное влияние вывод иностранной валюты за рубеж – через покупку корпоративных прав, ценных бумаг. Теперь НБУ перекрыл этот канал оттока валюты из страны. Но остается вопрос спроса – есть и такие компании, например нефтетрейдеры, которые нуждаются в многомиллионных объемах валюты», – отметил председатель правления Авант-Банка Вениамин Лебедев.
Отток долларов через импорт и вывод капитала смогли придавить, а как насчет поступлений валюты? Поступления от экспорта, увы, которых так ждали в НБУ и на межбанке, пока не появились в нужном объеме.
Парламент 4 марта принял в первом чтении законопроект № 2265, который мог бы повлиять на приток валюты от экспортеров – там идет речь о сокращении срока возврата валютной выручки в страну с нынешних 180 до 90 дней. Однако пока законопроект дальше первого чтения не продвинулся. Еще одна причина валютного голода – торговый баланс, все еще отрицательный. По данным Госстата, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Украины в январе 2015 года составило 25,1 млн. долл. – это много меньше по сравнению с 183,1 млн. долл. в январе 2014 года. Но не плюс. «Драйвер динамики курса – финансовый счет. Мы должны выйти на положительное сальдо торгового баланса на какое-то время, но это не будет ключом к стабильности ситуации на валютном рынке. Стабильность принесет системный приток средств по финансовому счету», – уверен финансовый аналитик Павел Ильяшенко.
Системный приток валюты в страну по финансовому счету – это увеличение кредитной поддержки (не только от МВФ, но и от Канады, Японии, США, ЕС), а также привлечение в страну иностранных инвестиций. «Позитивным фактором станет заход иностранных инвестиций или хотя бы возврат средств на замороженные ранее проекты. Стране крайне необходимо улучшение инвестклимата. Но сейчас отток капитальных инвестиций продолжается. Это имеет даже более негативный эффект, чем непоступление валютной выручки в страну», – считает Игорь Бураковский, руководитель Института экономических исследований и политических консультаций.
Поступление кредитов от МВФ – хорошая новость. Ведь только рост резервов создает для Нацбанка возможность проучить зарвавшихся спекулянтов при помощи внезапных валютных интервенций. Однако вряд ли НБУ, пополнив в марте валютные резервы до 10 с небольшим миллиардов долларов, тут же кинется продавать валюту для обеспечения нерушимого курса. «Объема 5 млрд. долл. недостаточно… потребность в валюте – очень большая, НБУ будет продолжать систему валютных ограничений», – говорит Игорь Бураковский.
Так что хотя в меморандуме и говорится о подготовке плана НБУ по снятию валютных ограничений (в мае 2015 года), скорее всего, речь не идет о конкретных датах, когда будут сняты, например, суточные лимиты на покупку физлицами инвалюты или на получение депозитов в валюте. Да и ограничения на вывод капитала, наверняка, оставят.
Фискалы на старте
В меморандуме – много новых задач украинским властям по части налогов. Прежде всего, речь идет об усилении контроля администрирования, о реформировании Государственной фискальной службы (ГФС) – оптимизации (сокращении) территориальных управлений, автоматизации таможни. План реформы ГФС правительство обязано подготовить до конца апреля 2015 года. Так что мы об этом напишем через месяц. А пока готовы собирать предложения налогоплательщиков на е-mail dengi@dengi.ua. Чтобы фискальные законопроекты не теряли связь с реальностью.
Новость для малого бизнеса «от МВФ» – СПД-физлиц обяжут пользоваться кассовыми аппаратами с 1 июля 2015 года. Всех, без исключения. С одной стороны, эта норма поможет налоговикам контролировать оборот мелких предпринимателей. С другой – загонит в тень часть торговли и сферы услуг, а также приведет к созданию новых схем.
Новость для аграриев – применение общей системы НДС с начала 2016 года. Аргумент простой – агробизнес хорошо зарабатывает и должен начать делиться.
Новость для тех, у кого крупный бизнес в сфере добычи полезных ископаемых, – переход с начала 2016 года на новый фискальный режим и новую шкалу ставок роялти. О контроле за трансфертным ценообразованием (например, когда экспорт идет по одной цене, а реально продажа на внешнем рынке – по совсем иной) правительству тоже придется позаботиться – несмотря на жесточайшие лоббистские усилия крупного бизнеса, начнут-таки действовать уже принятые по данному вопросу законы. Потому что «МВФу обещано».
Несмотря на обещания заботиться о среднем классе, впереди – ужесточение прогрессивной шкалы подоходного налога и усиление налога на недвижимость. Потому что у среднего класса лоббистов нет, а денег еще немного есть
Банки – на выход
Огромная часть меморандума посвящена оздоровлению банковской системы. В итоге, получим возврат депозитов в банки, а кредитов – в бизнес.
Уже в скором времени может быть принят закон относительно связанных лиц, что позволит прекратить отток капитала из банков через кредиты инсайдерам. Поэтапно (от самых крупных к более мелким) банки будут сперва подвергаться проверкам, а потом их заставят избавляться от чрезмерного кредитования связанных лиц.
Злобных и непослушных Нацбанк будет выводить с рынка. И это – хорошая новость, ибо свои деньги собственник банка (инсайдер) всегда уносит первым.
Тарифный скачок
Чтобы прекратить бесконечное печатание гривны ради латания дыр в бюджете НАК «Нафтогаз Украины», тарифы будут поэтапно поднимать «до уровня рыночных» – и для населения, и для теплокоммунэнерго, и для бюджетных учреждений, и для частного бизнеса. Реформа тарифов и системы субсидирования малоимущих дает шанс на снижение потребности в импортном газе и других энергоносителях. «Дефицит НАК «Нафтогаз Украины» уменьшится с 5,7% ВВП в 2014 году до 3,1% ВВП в 2015-м и до 0% ВВП до 2017 года», – говорится в меморандуме. Осталось выяснить, насколько искренне правительство в своих намерениях перекрыть каналы, по которым утекают деньги из Нафтогаза, а также из теплокоммунэнерго и других поставщиков коммунальных услуг. Злые языки утверждают, что изнеженные топы соответствующих структур «устали возить чемоданы кэша». Может, хоть ответственность перед МВФ поможет Кабмину отправить «носильщиков» на давно заслуженный отдых?
Проблему растущих тарифов правительство обещает сделать менее болезненной за счет субсидий. «До 31 мая 2015 года мы объединим программу предоставления льгот по оплате энергоносителей и программу компенсации тарифов в расширенную программу предоставления субсидий» – обещают власти в меморандуме.
Итогом запуска программы субсидий для населения может стать и увеличение расходов госбюджета на социалку, и увеличение располагаемого дохода граждан. А значит, появятся предпосылки для роста трат граждан на другие цели, то есть его деньги, в итоге, попадут в экономику. Но поможет ли тарифная реформа достижению прогноза по ограничению падения ВВП на 5,5% по итогам 2015 года? Итог 2014 года – минус 6,8% ВВП.
«Действия правительства должны вселить доверие, что реформы будут двигаться. Вероятный индикатор – как заработает система субсидий после повышения тарифов на ЖКХ», – считает Павел Ильяшенко.