- Как вы оцениваете инициативу «Укрзализныци» вновь повысить тарифы?

- Это необдуманный и несвоевременный шаг. Если это произойдет, то будет уже третье повышение за последний год. Грузовые тарифы уже индексировались на 12,5% летом прошлого года, а с 1 января 2015 года выросли еще на 30%. А сейчас предлагают проиндексировать еще на 25%.
 

- Насколько ожидаемым было это решение?

- В изначальном проекте, который был опубликован в декабре, было объявлено лишь об одноразовом повышении, что и произошло. А сейчас предлагается провести второй этап повышения.
 

- Каковы риски такого шага вы видите для грузоотправителей?

- По нашему мнению такое резкое повышение тарифов, фактически на 55% только с начала текущего года, просто оставит промышленность. Это коснется целого ряда отраслей нашей экономики: предприятий горно-металлургического, аграрного, химического, строительного комплексов, угольной промышленности.
 

- Во сколько оцениваются дополнительные затраты, которые лягут на плечи грузоотправителей?

- Только по предприятиям металлургического комплекса речь идет о дополнительных издержках в сумме 450-470 млн гривен ежемесячно.

- Какие еще минусы для экономики несет предложенный «Укрзализныцей» проект?

- В этом проекте заложена унификация тарифов на частные вагоны. Это поставит в неравное положение владельцев частного парка вагонов и государства в лице «Укрзализныци» к  доступу к инфраструктуре. Что полностью убьет частный сектор, который станет неконкурентоспособен. Уже сейчас, если везти железную руду на расстояние, например 1200 км, то в вагонах «Укрзализныци» стоимость составит 13 тыс. грн, а в частных вагонах – 13,3 тыс. грн. В случае же принятия новых коэффициентов, стоимость в вагонах «Укрзализныци» составит 16 тыс. грн, а в частных вагонах – возрастет до 19 тыс. грн.

- А почему вы, как представитель участников рынка, не возражали ранее и не вносили свои предложения против таких инициатив?

- К сожалению, все повышения, которые происходят на протяжении последних лет, происходят без согласования с нами. Если ранее при Министерстве экономического развития и торговли существовала межведомственная рабочая группа, где мы могли хотя бы представить свою позицию, то сегодня не можем сделать даже этого. На сегодняшний день нас ставят в известность постфактум.
 

- Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?

- Государство должно понять, что мы не дойная корова, и запаса прочности у нас нет. Поэтому необходимо, во-первых, отказаться от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузоотправителей. Во-вторых, необходимо, чтобы тарифообразованием занимался независимый орган, а не «Укрзализныця», которая постоянно заинтересована в росте тарифов. При этом тарифы растут каждый год, по несколько раз в год, а улучшение качества и обновления подвижного и тягового составов мы не наблюдаем.

Во вложении статьи - ПДФ письмо-обращение