У нас есть масса примеров – кто и как уже реально использует солнечную энергию. Один из лидеров – Германия. Суммарная мощность ее солнечной и ветровой энергетики составила, по итогам прошлого года, 35,5 ГВт. Для сравнения, в Украине мощность всей энергетики – и традиционной, и «зеленой» – 55 ГВт, а солнечной лишь около 0,6 ГВт. То есть более чем в 50 раз меньше, чем в Германии.

Почему мы об этом пишем? Все просто: солнечная энергия –это не только энергонезависимость, но и помощь окружающей среде, задыхающейся от выбросов тепловых электростанций, угле–, нефте– и газодобывающих предприятий, а также от загрязнений, генерируемых атомной энергетикой. Кроме того, солнечная энергетика – это новые квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие места, новые знания и навыки, носители которых буквально уже спустя несколько лет будут в дефиците. А значит, возникнет потребность в профессиях, связанных с альтернативной энергией, ее добычей, построением инфраструктуры.

Из оборонки в экологию

А что же Украина? Мало кто знает, что здесь тоже есть компании и предприятия, которые производят солнечные батареи. Причем речь идет о всей технологической цепочке – начиная с добычи кварцита (он является сырьем для изготовления элементов солнечных панелей) и вплоть до производства и монтажа самих солнечных модулей. Например, столичное предприятие «Квазар» специализируется именно на последнем этапе рождения солнечных батарей.

Предприятие, из которого выросла компания, было основано в далеком 1963 году, и до распада СССР ее деятельность с «зеленой» энергетикой связана не была. Предприятие относилось к «оборонке». «И лишь в начале 90-х годов прошлого века мы начали заниматься созданием солнечных модулей», – рассказывает Антон Бабий, директор департамента зарядных устройств «Квазар». Основательно в возобновляемую энергетику «Квазар» ушел в 2000-х годах, переключившись на производство стационарных солнечных батарей. Их применяют очень широко – как в частных домах, так и на предприятиях. Даже создаются солнечные электростанции.

Несколько лет назад у «Квазара» появилось еще одно направление бизнеса – автономные зарядные устройства, которые предназначены для питания электричеством портативной техники. «Я большой любитель активного отдыха, и проблема автономного питания для меня всегда стояла остро. В итоге, в 2009 году мы собрали первое пилотное зарядное устройство для походных условий, а в 2011 году доработали его и пустили в массовое производство», – вспоминает Антон Бабий. Особенность этих устройств состоит в том, что они способны накапливать запасы энергии и питать потребителя даже тогда, когда солнечных лучей временно нет.


Все непросто

Как рассказывает Антон Бабий, вплоть до 2011 года «Квазар» активно работал на экспорт, поскольку в ЕС существовали специальные программы по развитию солнечной энергетики. И украинская компания не испытывала недостатка в заказах.

Фото: "Квазар"/ dengi.ua

«Однако многие субсидии заморозили, и пришлось переориентироваться на украинский рынок. Правда, в Украине мы столкнулись с другой проблемой – бюрократией. Ведь для установки солнечных батарей нужны специальные разрешительные документы, время получения которых очень велико. Такая волокита отталкивает потенциальных пользователей и покупателей», – отмечает представитель «Квазара».

Еще одна сложность, которой ознаменовались последние годы, – дефицит инвестиций, необходимых для развития. А ведь производство солнечных батарей – бизнес очень «длинный». «Только на разработку зарядных устройств пришлось потратить около 1 млн. евро, а на закупку нового оборудования для нашего завода в 2013 году мы изыскали еще около 2 млн. евро», – приводит пример Антон Бабий.

Не менее болезненный вопрос – спрос со стороны потенциальных покупателей. Очень сложно убедить человека потратить деньги не на обычный съемный аккумулятор для мобильного телефона стоимостью в 100–150 грн., а на портативную зарядку на солнечных батареях, цена которой составляет приблизительно 55 евро. А для того, чтобы обеспечить автономным питанием за счет солнечных лучей частный дом, нужно раскошелиться на 3 тыс. евро. Разумеется, деньги немалые, особенно в условиях кризиса.

Ломать прижимистость украинцев, по мнению Антона Бабия, помогают страшилки о грядущем энергетическом голоде страны, которые заставляют задуматься об автономном питании. «Могу точно сказать,интерес к нашей продукции действительно усилился, когда появились сообщения о возможных отключениях электроэнергии», – вспоминает наш герой.

Неплохим стимулом для инвесторов в солнечные батареи может стать и так называемый «зеленый тариф». Он утверждается Национальной комиссией, которая осуществляет регулирование в сфере энергетики (НКРЕ) и позволяет перепродавать избыток солнечной энергии. В том числе оптовым покупателям. На сегодня «зеленый тариф» для 1 кВт*ч составляет от 4,3 до 5,7 грн. «Благодаря этому тарифу окупить затраты можно уже через 6–8 лет. К тому же есть вероятность его повышения», – предполагает Антон Бабий.

Правда, на пути к «зеленому тарифу» владельца солнечных панелей подстерегают те самые бюрократические рогатки, о которых мы упоминали выше.

Готовимся к будущему

Украина, по расчетам экспертов, имеет все шансы уже до 2030 года довести долю возобновляемой энергии в общем объеме выработки до 11%. Этому во многом способствует климат нашей страны. Например, в Одесской, Николаевской, Херсонской областях количество солнечных дней в году достигает 250–300.

Наверное, нужно начать строительство крупных солнечных парков. Но еще эффективнее – стимулировать производство чистой энергии средним и малым бизнесом, в том числе для собственных потребностей.

 "Только вывод зарядных устройств на рынок потребовал инвестирования около 700 тыс евро, при том что мы уже имели практически все необходимое оборудование, а ведь стоимость некоторых установок, которыми мы располагаем, достигает 2 млн евро», - приводит пример Антон Бабий.


Конечно, для этого можно и нужно использовать различные стимулы: финансовые, налоговые (например, в Израиле не взимается налог с доходов, получаемых владельцами солнечных батарей от продажи избыточной энергии), а также ликвидация бюрократических барьеров. Например, есть резон допустить к применению того же «зеленого тарифа» всех владельцев солнечных батарей, а не только лишь юридических лиц, ставших участниками оптового рынка электроэнергии и получивших лицензию на генерацию, как это происходит сейчас. И пока решаются вот эти по-настоящему глобальные, общенациональные задачи, изготовители солнечных батарей воспитывают свой рынок, создают доступные для частных лиц и малого бизнеса модели и тем самым делают важное для всех дело.

«Простой пример: люди, живущие в радиусе 50 км от тепловых электростанций, гораздо чаще страдают респираторными заболеваниями, такими как астма, а также онкологией. Если же использовать восстанавливаемые источники энергии, то состояние окружающей среды, а значит и качество жизни, улучшается за считанные месяцы», – напоминает Антон Бабий.